МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Елена Еперина
Развитие мелкой моторики как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики, как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

воспитатель

МДОУ № 84

Еперина Е. П.

Кемерово 2020

Содержание

Введение…. 3

1. Взаимосвязь речи и мелкой моторики…. 4

2. Способы развития речи…. 5

3. Разновидности методик по развитию мелкой моторики…. 7

Публикация «Развитие мелкой моторики как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Развитие графических умений и навыков….11

Заключение…15

Список литературы…. 16

Приложение…. 17

Введение

Разумное воспитание требует, чтобы уже в раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному…

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят,потому что они больше слушают (теле –аудио –видео). Они редко делают что - то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развитии мелкой моторики (обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. А также отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связана с речевой функцией. В связи с этим в системе по обучению и воспитанию необходимо предусматривать воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Поэтому к моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита мелкая моторика. Только тогда он может научиться правильно, красиво и легко писать. Выполняя предложенные задания, малыш сможет развить мелкие мышцы руки и выработать координированные движения кисти.

Известно, как трудно детям дается письмо.

Данные игровые занимательные задания помогут дошкольникам развить мелкую мускулатуру руки, овладеть в будущем навыками письма.

1. Взаимосвязь речи и мелкой моторики

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

Исследования института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга (М. М. Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследовании большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие (Л. В. Фомина). Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме.

Развитие мелкой моторики предполагает :

• Дополнительная стимуляция (через определенные зоны в коре головного мозга) работоспособности ребенка, его речевой, умственной и творческой активности;

• Повышение точности и согласованности движений пальцев рук;

• Закрепление навыка воспроизведения сложных пальцевых фигур;

• Повышение координации, точности и плавности движений пальцев рук;

Развитие способности самостоятельно моделировать пальцевые фигуры к стихотворным текстам.

Достаточная двигательная активность ребенка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребенка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития малыша. Необходимо развивать как мелкую моторику, так и общую.

Развитие общей моторики несет в себе :

Развитие и закрепление потребности в ежедневной двигательной активности;

• Ориентировка в пространстве;

• Уточнение элементарных представлений о строении человеческого тела;

Развитие техники координированных, ритмичных, точных, выразительных пантомимических движений и закрепления навыка их воспроизведения;

• Совершенствование артистизма и пластики;

Развитие умения самостоятельно подбирать выразительные движения к стихотворным текстам;

2. Способы развития речи

Мелкая моторика – точное движение пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи маленького ребенка.

Развитие речи предполагает :

• Формирование навыка громкой, четкой, выразительной речи;

• Расширение словарного запаса (эпитеты, антонимы, синонимы, обобщающие наименования, фразеологическими оборотами, сложные слова и пр.);

• Словообразование существительных, прилагательных, глаголов;

• Осознание грамматической правильности речи;

• Практический навык построения простых и сложных предложений путем словоизменения, соблюдения порядка слов, использование предлогов и союзов;

• Обучение полному, точному, связному пересказу коротких текстов, составление рассказов по сюжетным картинкам;

• Повышение качества связной речи, её полноты, последовательности, логичности. Обучению составлению описательных и творческих рассказов;

• Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Ребенка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка.

Поэтому, для того чтобы речь ребенка была богатой и яркой, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Читайте ребенку как можно больше литературы самых разных жанров и особенно литературы юмористического плана, где обыгрываются слова, выражения, ситуации. Читайте больше смешных стихов (С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков и т. д.)

2. Постоянно объясняйте ребенку новые слова и понятия. Пусть каждый день ребенок узнает значение хотя бы одного нового слово.

3. Чем богаче речь взрослого в общении с ребенком, тем выше его словесный уровень.

4. Поощряйте ребенка делиться своими впечатлениями от прогулки, экскурсии, телепередачи и т. п.

5. Умение рассказывать можно развивать. Важно, чтобы взрослый действительно испытывал неподдельный интерес к тому, что говорит ребенок, задавал ему наводящие вопросы, помогая тем самым строить рассказ.

При работе стараться создать такие условия, в которых ребенок проживает в слове различные эмоциональные состояния, вызываемые у него рабочим материалом. При этом эмоции не анализируются, а проживаются, когда ребенок рисует или придумывает.

Тренировочные упражнения для пальцев очень полезны, обычно дети их с удовольствием выполняют. Не следует давать ребенку сразу большую нагрузку, лучше помочь ему разучить несколько упражнений, затем добавить еще несколько. Если ребенок захочет сам придумать какие–нибудь движения, то к этому нужно отнестись с особым вниманием, следует побуждать малыша к действиям.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита мелкая моторика. Только тогда он может научиться правильно, красиво и легко писать. Выполняя предложенные задания, малыш сможет развить мелкие мышцы руки и выработать координированные движения кисти.

Обратите внимание на то, как сидит малыш во время занятий, правильно ли держит карандаш, рисует ли он слева на право, не переворачивает ли книгу. Занятие не должно превышать 20 – 25 минут. Не забудьте похвалить малыша за старание!

3. Разновидности методик по развитию мелкой моторики.

Многолетняя практика показала, что очень полезны следующие упражнения:

1. Перебирая пальцами, ребенок вращает карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок сначала всеми пальцами, а потом тремя, двумя.

2. Отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации.

3. Рисование и штриховка карандашами.

Попросите ребенка изобразить с помощью пальцев такие движения:

• Соединить пальцы рук в «замок», подвигать вверх-вниз.

• Потереть кончики пальцев друг о друга, как будто стряхивая с них

что – то.

• По очереди накладывать пальцы друг на друга «гребешком».

• Изображать с помощью пальцев животных и птиц.

Посвятить некоторое время обучению ребенка вышиванию. Желательно использовать пяльцы. Лучше подбирать яркие нитки и несложные рисунки, не слишком тонкую иголку и плотную, но не грубую ткань.

Положить на гладкую поверхность нитку длинной 10-15см и предложить ребенку сформировать из нитки контур какого-нибудь предмета.

При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения – более свободными, что в будущем поможет ребенку научиться писать и рисовать.

3.1 Игры для пальчиков.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры – развивают чувства ритма, и помогают работать над дикцией детей.

Необходимо научить ребенка выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать, с помощью пальцев различные движения:

Резанье ножницами

• Подметание метелкой

• Пиление

• Закручивание винтика

• Подбирания крошек со стола

• Оттирание пятнышка и т. д.

Попутно объяснить ребенку, какая рука – правая, а какая – левая, научить различать их. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. (см. приложение 1)

Раз купили мы арбуз,

Он хороший был на вкус.

(соединить кончики пальцев, образуя шар)

И лошадки прибежали.

И копытами стучали.

(Легко постучать кончиками пальцев по столу)

Таких тренированных упражнений для пальцев можно придумать и самим великое множество. Все они очень полезны, обычно ребенок с удовольствием выполняет их. Не следует давать сразу большую нагрузку, лучше помочь ему разучить несколько упражнений, затем добавить еще несколько.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигур из пальцев, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (Изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

3.2. Игры со спичками.

Активное использование игр с счетными палочками или со спичками направлены на развитие мелкой моторики. (рис. 1)

При выполнении таких заданий ребенок может выкладывать фигурки из палочек по образцу, а может придумывать что-то свое, внося новые элементы в имеющие комбинации. (см. приложение 2)

Предложите ребенку выложить из спичек (счетных палочек) не только плоскостные, но и объё мные предметы: колодец, домик. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

3.3. Игры с пуговицами,крупой, орехами.

Предложите ребенку заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами и т. д.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, хорошо массажирует руки шишка сосны.

Выкладывание букв из различных материалов - серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения. Используйте мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, толстые нитки и т. д. (рис. 2). Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец, затем малыш копирует букву из предложенного материала.

Очень полезны манипуляции с пуговицами. Можно предложить ребенку разобрать пуговицы по величине, по цвету, по форме, выкладывание узоров и фигур по ровной поверхности.

. С удовольствием дети расстегивают и застегивают пуговицы. Очень полезны упражнения по нанизывание пуговиц или бусинок на нитку.

Ловкость и сноровку приобретают пальцы и в результате упражнений со шнурком. Отработанные данные движения являются успешной основой для завязывания узелков и бантиков.

Все эти упражнения являются прекрасным тонизирующим и оздоравливающим действием.

3.4. Оригами или игры с бумагой

Для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать, разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать. Полезно выполнять задания по оригами: делать из бумаги кошелек, цветы, птиц, лодочки и другие предметы. (см. приложение 3) Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает лист бумаги и, а затем обмотает его цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш сам начнет мастерить игрушки.

Бумага может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, кукольный театр, где ребенок с помощью техники оригами или аппликации может не только изготовить себе игрушку, но и придумать свою сказку.

4. Развитие графических умений и навыков

Развитие графических навыков предполагает:

• Умение держать карандаш тремя пальцами;

Развитие силы нажима, точности линий, уверенности движения руки;

• Обведение рисунков по контору;

• Проведение непрерывных линий;

• Деление рисунков на части;

• Повторение рисунков по образцам;

• Дополнение рисунков по фрагментам;

• Воспроизведение повторяющихся узоров и элементов букв.

4.1. Игра «Дорожки»

Эта игра будет первым шагом в подготовке детской ручки к овладению письмом. Игра наверняка заинтересует ребенка. Особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, по которым пройдет детский пальчик. А потом карандаш от начального пункта к конечному.

Малыш должен карандашом, не отрывая руки, «пройти» по изгибам простых дорожек. Простое упражнение, которое заставляет основательно потрудится, так как линия проводимая ребенком не должна «выскакивать» за края «дорожки», не быть прерывистой и проходить по середине. (рис. 3) Когда он освоится, можно предложить более сложные дорожки. (см. приложение). Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

4.2. Штриховка.

Необходимо ребенка научить штриховать. Сначала штриховка делается под руководством взрослого по образцу, потом самостоятельно ребенком. Контролируется направление и параллельность линий, посадку ребенка и то, как он держит карандаш. Используйте изображения более простые по форме, например, геометрические фигуры.

Рекомендуется использовать для штриховки цветные карандаши. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией (см. приложение). Постепенно силуэты для штрихования становятся более сложными, можно даже делать групповое штрихование, то есть выполнять штриховку нескольких предметов на одном рисунке. Следите за тем, чтобы ребенок не выходил за контуры рисунков, штриховал ровно.

При штриховке соблюдают правила, которые не трудно запомнить:

- штриховать только в заданном направлении;

- не заходить за контуры рисунка;

- соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами).

Воспитывать умение применять сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа. (рис. 4)

Штрихование помогает ребенку координировать свои движения, соблюдать границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображенного предмета.

4.3. Обводка

Для обводки можно использовать самые разнообразные изображения. Начать можно, предложив ребенку обводить квадраты, выполненные из картона (трафареты).

Затем можно предложить ребенку обводить контуры, выполненные сплошной пунктирной или точечной линией. (рис. 5) В качестве контуров можно использовать отдельные детали предметов, букв, цифр.

4.4. Игра «Продолжи рисунок».

В качестве основного элемента этой игры вначале предложите ребенку нетрудные задания.

• Продолжить линию;

• Продолжить волнистую линию;

• Продолжить зигзагообразную линию.

Постепенно технику дорисовывания можно усложнять. (рис. 6)

Более сложной работой по развитию мелкой моторики является работа на бумаге в клетку. У ребенка развивается внимание и способность видеть одну клетку среди множества других. При этом малыш учится ориентироваться на листе бумаги, соблюдать направление, придерживаться этого направления в работе (см. приложение).

Сначала ребенок должен научиться обводить одну клетку, рисовать горизонтальные и вертикальные палочки четко соблюдая размеры клетки.

Постепенно рисунок по клеткам усложняется. (рис. 7)

В шесть лет ребенок учиться рисовать по клеткам используя диагональные полочки.

Помогите своему ребё нку: объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Если малыш не справился с заданием, объясните ему ещё раз. Предложите ребенку подобные упражнения для тренировки. К следующему заданию переходите только тогда, когда ребенок правильно выполнит предыдущее.

Заключение

Изучая научную литературу, прихожу к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. М. : Просвещение, 1987,- 54с.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И. пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : Астрель, 2002 г. 48с.

3. Вартанян Н. Мамина школа / Ребенок в детском саду. №6 2009 г. 70 – 76стр.

4. Гончарова Е. М. Развитие творческой одаренности. / Начальная школа до и после. №8 2009 г. 11-12стр.

5. Скворцова И. В. Школа для дошколят : Для детей 6 – 7лет. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЭСС», 2004,- 200с.

6. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М, «Просвещение», 1977. – 238 с.

7. Цвынтарный В. В. играем пальчиками и развиваем речь. – С-П. : Лань, 1997 г. 32с.

Приложение:

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Межу пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Помощник

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

Дорожка

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Клубок

Я веревочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой, играя,

В ней запутаться не смог.

Дорожки

Трудно пальчик мне вести

Прямо по дорожке,

Так и хочет ему

Спрятаться в ладошке.

Карандаш сейчас возьму,

Линию я проведу.

Носки

Вяжет бабушка носок,

За рядком бежит рядок.

Надо мне носочки взять –

Холодно зимой гулять.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Нестандартное оборудование как способ развития мелкой моторикиНестандартное оборудование как способ развития мелкой моторики О значении и развитии мелкой моторики создано множество научных трудов. В качестве вариантов в своей работе мы применяем пальчиковые игры,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 12:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики как способ развития речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Еперина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД