Марина Газизова
Развитие мелкой моторики детей в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко-моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Ранний дошкольный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду в дошкольном образовательном учреждении, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
При организации деятельности детей педагогу необходимо учитывать возрастные этапы развития мелкой моторики ребенка. В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом.
На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. Понаблюдайте, сколько видов деятельности сменит малыш за час, сколько успеет потрогать, разобрать, вставить, достать, сложить, показать, поломать и «починить». При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Учитывая возрастные особенности, нами предложена программа занятий по развитию мелкой моторики с детьми третьего года жизни.
Содержание предлагаемых занятий имеет многофункциональный характер: формирует фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Для удобства работы педагога упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, предполагают использование различных по фактуре материалов и разнообразных приемов. Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
СЕНТЯБРЬ
Начинаются занятия с 3-й недели.
1-ая и 2-ая недели – диагностика;
3-я неделя:
1."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Найди и положи рядом такой же". Цель: развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. "Бусы для мамы". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Методические рекомендации: нарисуйте на листе бумаги круг или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш обмакнет пальчики в гуашь разных цветов: один пальчик – в красную краску, другой – в желтую, третий – в зеленую. Поочередно прикладывая пальчики правой и левой рук к бумаге, где нарисована "ниточка", малыш подарит Вам красивые разноцветные бусы.
4. "Ножками потопаем". Цель: развивать общую координацию движений.
4-я неделя:
1. "Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, сухих ягод, орехов". Цель: развивать мелкую моторику.
2. "Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Веселые лягушки". Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Методические рекомендации: на картинке нарисованы лягушки и цветы. Нужно ребенку показать, как помочь лягушке перепрыгнуть с цветка на цветок: "прыгает" всеми пятью пальчиками правой руки по цветкам одновременно с произношением стихотворения:
4. "Две подружки". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:
ОКТЯБРЬ
Тема: "Овощи, фрукты"
1-я неделя:
1. "В огороде у Федоры". Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
2. "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука"). Цель: учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина; формировать координацию движений; развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развивать воображение.
3. "Выкладывание дорожки в огороде, саду" (выкладывание из счетных палочек). Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз); активизировать словарь: "дорожка", "ладошка".
4. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.
2-я неделя:
"Собираем ягоды" (домашняя школа Монтессори). Цель: развивать мелкую моторику, учить выделять красный, зеленый цвет по образцу, по слову.
3-я неделя:
"Готовим салат вместе с мамой". Цель: развивать тактильное восприятие (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащать активный и пассивный словарь ребенка: "огурец", "помидор"; "салат", "шершавый", "гладкий", "режем", "готовим".
4-я неделя:
1. "Варим компот". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. "Чудесный мешочек" – овощи и фрукты определить на ощупь. Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. "Найди вторую половинку" – разрезные картинки. Цель: учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
4. "На прогулку". Цель: развивать общую координацию движений.
НОЯБРЬ
Тема: "Одежда".
1-я неделя:
1. "Большая стирка". Цель: расслабление кистей, соотнесение движений с текстом, развитие мелкой моторики, координация движений.
2. "Три Катюшки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику.
3. "Гости". Цель: развивать общую координацию движений.
2-я неделя:
1. "Вытягиваем ленточку". Цель: развивать мелкую моторику.
2. "Оденем Маню на прогулку". Цель: укреплять мышцы указательного пальца, развивать ритмичность и координацию движений, формировать связь "глаз – рука".
3. "Шнуровки" – учить вкладывать шнурок в дырочку. Цель: учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу; развивать целенаправленность действий и мелкую моторику пальцев.
4. "Выросли цветы". Цель: развивать координацию общих движений.
3-я и 4-я недели:
1. "Веселые подружки". Цель: развивать мелкую моторику.
2. "Платье в горох". Цель: формировать зрительно-двигательную координацию. Развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предмета. Учить захватывать мелкие предметы (кружочки разного цвета) и выкладывать их на трафарет (платья). Развивать ловкость пальцев.
3. "Застегни одежду" – на пуговицы, липучки, молнии. Цель: учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук. Развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
4. "Мы скачем по дорожке". Цель: развивать координацию общих движений.
ДЕКАБРЬ
Тема: "Зима. Дом".
1-я неделя:
1. "Зима". Цель: развивать мелкую моторику (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствие с текстом.
2. "Новогодняя елка". Цель: учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями; отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильное - слабое надавливание указательным пальцем на шарик).
2. Положить шарик на елку (на веточку) и придавить его пальцем – шарик расплющится и получится "елочный шарик"
3. Выкладывание "Елка из лесу пришла". Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".
4. "Зайка". Цель: развивать координацию общих движений.
2-я неделя:
1. Пальчиковая игра "Пальчик – мальчик". Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2. "Лепим лыжные палки для Вани". Цель: формировать умение ребенка правильно пользоваться пластилином - раскатывать палочки; развивать координацию правой и левой руки; вырабатывать умения ритмично выполнять действия.
3. Выкладывание из палочек "Санки". Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
4. "Снежинки". Цель: развивать координацию общих движений.
3-я неделя:
1. "Домик" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом:
2. "Это что за теремок?" Цель: развивать мелкую моторику; координацию движений; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.
3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур". Цель: фиксировать внимание на том, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить составлять из геометрических фигур простые предметы – дом с окном. Развивать более тонкую дифференцировку, умение не отвлекаться от поставленной задачи; совершенствовать моторику пальцев, координацию движений рук.
4-я неделя:
1. Пальчиковая игра – "Замок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Это дом" – выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной. Цель: учить действовать по представлению; продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; учить собирать дом по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
3. "Кто в домике живет?". Цель: развивать тактильные ощущения; учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; развивать мелкую моторику; активизировать словарь: "медведь – медвежонок", "белка – бельчонок", "лиса – лисенок", "большой – маленький".
4. "Кошкин дом" – русская народная потешка. Цель: развивать общую координацию движений.
ЯНВАРЬ
Тема: "Домашние и дикие животные".
1-я неделя:
1. Пальчиковая игра "Коза и козленок". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Чудесный мешочек" – определить на ощупь. Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).
3. "Хоровод зверей в лесу". Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
4. Динамическое упражнение "Медвежата". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
2-я неделя:
1. а) "Кошка и собаки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
б) "Собака" – выполнение фигурок из пальцев. Цель: развивать мелкую моторику пальцев, учить выполнять упражнения (вовлекая все пальчики) как правой, так и левой рукой; формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.
2. "Следы в лесу" – рисование пальчиком. Цель: создать условия для экспериментирования с красками; познакомить детей с техникой рисования пальчиками; учить аккуратно обмакивать поочередно пальчики (большой, указательный, мизинец) в краску и оставлять следы на бумаге; воспитывать аккуратность.
3. "Ежик" – игра со счетными палочками. Цель: учить выкладывать "ежа" из счетных палочек; развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение, фантазию.
4. Динамическое упражнение "Котята". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:
( дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)
3-я и 4-я неделя:
1. а) "Мышка" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. "Мышка в норке, спряталась от кошки". Цель: учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; развивать фантазию.
3. а) "Проложим дорожку из камешков" – лепка. Цель: вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.
б) "Посыпаем дорожки" – упражение-игра (домашняя школа Монтессори). Цель: учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); развивать мелкую моторику пальцев.
4. а) "Мышка" – выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
б) "Мышки" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
ФЕВРАЛЬ
Тема: "Птицы".
1-я неделя:
1. "Птичка" – упражнение с пальчиками. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Лебединое озеро" – рисование ладошками. Цель: создать условия для экспериментирования красками, познакомить с нетрадиционными приемами рисования – ладошками; учить аккуратно делать отпечатки ладошкой.
4. "Воробушки" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений.
2-я неделя:
1. "Птички" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Угощение для птиц". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Птичка" – лепка. Цель: вызвать желание вылепить маленькую птичку, скатывая шарики, накладывая один на другой, глаза – горошинки; учить прищипывать пальцами, делая клюв и хвостик.
4. "Руки подняли…" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:
3-я неделя:
1. "Сорока" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Цапля" – выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Скворечник" (I вариант)
"Птенчики в гнезде" (II вариант) – выполнение фигурок из пальцев. Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики, формировать положительный эмоциональный настрой.
4. "Гуси серые летели" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4-я неделя:
1. "Шла ворона через поле" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы из трех частей. Цель: учить составлять целое (птицу) из трех частей; развивать воображение, память.
3. "Это птичка – обведи и нарисуй" – обводка трафарета из толстого картона или трафарета птицы из пластмассы. Цель: развивать мелкую моторику пальцев; учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (птицы) в изобразительной деятельности.
4. "Домик для птицы" – выкладывание домика из геометрических фигур. Цель: фиксировать внимание, что цвет и форма могут быть использованы для изображения разнообразных предметов; учить составлять из геометрических фигур домик для птицы; развивать моторику пальцев, координацию движений рук.
5. а) "Птички" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
МАРТ
Тема: "Транспорт".
1-я неделя:
1. "Транспорт". Цель: развивать мелкую моторику; учить выполнять движения пальчиками (по очереди загибать) в соответствии с текстом:
2. "Что у кого?" – разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины. Цель: развивать мелкую моторику рук.
3. "Колеса для машины" – лепка (скатывание, надавливание). Цель: учить скатывать шарики из пластилина, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе в определенном месте; развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе, закреплять цвет предмета.
4. "Машина". Цель: развивать общую координацию движений.
2-я неделя:
1. "Как живешь?" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Веселый автобус". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Составим из палочек машину". Цель: учить действовать по представлению; учить собирать машину по ее графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
4. "Самолет". Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:
3-я неделя:
"Кто приехал?" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Дорога для машины" – рисование кисточкой. Цель: упражнять в рисовании длинных прямых горизонтальных линий; развивать мелкую моторику, аккуратность и желание рисовать.
3. "Грузовик" – обводка трафарета машины. Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения; понимать, что обводящие движения очеркивают контур предмета; развивать мелкую моторику.
4. "Самолет" (А. Барто). Цель: развивать общую координацию движений.
4-я неделя:
1. "Шел Саша по шоссе" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Собери колеса для машины" – игра на нанизывание. Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
3. "Самолет" – лепка. Цель: учить раскатывать пластилин в длину, из готовых палочек составлять самолет, играть с ним, подражая звуку летящего самолета: "р-р-р"; развивать мелкую моторику.
4. "Пролетает самолет". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения в соответствии с текстом:
АПРЕЛЬ
Тема: "Мебель, посуда".
1-я неделя:
1. "Здравствуй, пальчик!" – игра. Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место.
2. "Составим из палочек кровать". Цель: учить собирать кровать по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
3. "Игра с геометрической мозаикой" – выкладывание кровати и стула. Цель: учить составлять из геометрической мозаики кровать, стул; развивать более тонкую дифференцировку, совершенствовать моторику пальцев, координацию движений.
4. "Мы по комнате гуляли". Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом:
2-я неделя:
1. "Прогулка" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Составим из палочек табурет". Цель: учить собирать табурет по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
3. "Выкладывание стола, скамейки" – игра с геометрической мозаикой. Цель: учить составлять из геометрической мозаики стол, скамейку; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствовать движение "глаз – рука".
4. "Ходьба". Цель: развивать общую координацию движений.
3-я неделя:
"Посуда" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Составим из палочек телевизор". Цель: учить собирать телевизор по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
3. "Собери целое". Цель: продолжать уточнять представление о предметах; учить выделять части и соединять их в целое; развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой); развивать мелкую моторику.
4. "Ладушки". Цель: развивать общую координацию движений.
4-я неделя:
1. "Все, что только захотим" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" – разглаживание смятых комочков бумаги. Цель: развивать мелкую моторику.
3. "Чайный сервиз" – рисование красками. Цель: закреплять способ рисования кистью точек, мазков, линий, колец и т. д. ; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, располагать узор по всей поверхности предмета; развивать мелкую моторику.
4. "Красивая чашка в горох" – обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружков. Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в игре; развивать мелкую моторику.
5. "Солнышко". Цель: развивать общую координацию движений.
МАЙ
Тема: "Растительный мир. Игрушки".
1-я неделя:
1. "Цветок" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Каждому листочку – свое место" – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; продолжать различать цвета "такой – не такой"; знакомить с названиями цвета листочков; учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.
3. "Волшебный цветок" – рисование. Цель: продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования, учить рисовать ладонью; развивать воображение.
4. "По узенькой дорожке" – русская народная потешка. Цель: развивать общую координацию движений.
2-я неделя:
1. "Топ – топ" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. "Собери цветок". Цель: формировать зрительно-двигательную координацию; развивать зрительную ориентировку на форму предмета; формировать практические способы ориентировки (метод проб); вызывать интерес к своим действиям; учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
3. "Одуванчики на полянке" – лепка (отщипывание, скатывание, надавливание). Цель: учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска, скатывать шарики, надавливать указательным пальчиком на шарики, прикрепляя их к основе.
4. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
5. "Выросли цветы". Цель: развивать общую координацию движений.
3-я неделя:
"Две сороконожки" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Составь из палочек кораблик". Цель: учить собирать (составлять) кораблик из палочек по графическому изображению (рисунку); развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
3. "Шарики" – рисование. Цель: учить рисовать предметы круглой формы, продолжать знакомить с названиями цветов, учить различать их; учить правильно держать кисть, рисовать красками и использовать краски разных цветов; развивать мелкую моторику.
4. "Лиса" – динамическое упражнение. Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения согласно тексту:
4-я неделя:
1. "Пальцы – дружная семья" – пальчиковая игра. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. "Дождик". Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
3. "Разрезные картинки" – собрать картинки игрушек из двух частей. Цель: уточнять представление о предметах (игрушках, учить выделять части и соединять их в целое; развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой); развивать мелкую моторику; закреплять эмоционально положительное отношение к игре.
4. "Составь пирамидку". Цель: учить собирать пирамидку из четырех-пяти колец одного цвета, последовательно уменьшающихся и располагающихся на листе бумаги; развивать более тонкую дифференцировку при подборе предметов по убывающей величине; развивать мелкую моторику.
5. "Прогулка". Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения согласно тексту:
Таким образом подводя итоги, еще раз отмечу:
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Таким образом, мы видим, что работа с детьми раннего возраста способствует совершенствованию мелкой моторики, если систематически использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения.