Любовь Горелова
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе экспериментирования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г. Южи
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе экспериментирования
Выполнила: воспитатель Горелова Л. Ю.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование – естественный способ познания окружающего мира для маленького человека и начинается он с манипулирования предметами – первая форма экспериментирования, выделенная Л. С. Выготским. Экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В последующие два-три года манипулирование предметами усложняется, но по-прежнему остаётся манипулированием. Активно развиваясь, оно перерастает в игру, затем в социальное экспериментирование, позднее в творческое экспериментирование. На всем протяжении развития этого процесса особое внимание следует уделять моторному развитию.
Степень развития мелкой моторики ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
Связующим звеном этих двух процессов (развития мелкой моторики и экспериментирования) является игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Например, - различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; - игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; - застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Развивающие игры и эксперименты могут быть : - самостоятельными – их ребёнок придумывает, организует и участвует в них сам; - с участием сверстников (они могут быть парными или групповыми); - с участием взрослых (родителей и родственников, воспитателей).
Проводя эксперименты, двух-трёх летний малыш учится искать и исследовать, творить и создавать новое. Задача взрослых сопровождать, направлять, поощрять этот процесс, становясь при необходимости его активным участником.
Рассмотрим возможности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования на примерах.
Самая распространённая игра «Разноцветные формочки». Дети в них играют с тех пор как начали ползать и впервые попали в песочницу. К 2 годам из игры с формочками разного цвета, размера, величины они уже знают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится. В этих формочках есть отверстия, через которые вода льётся и быстро, и потише (зависит от диаметра отверстия). Когда ребёнок видит струйку воды, он интуитивно старается её поймать в кулак. Вот на этом этапе и начинается эксперимент, развивающий моторику. Ловим «непослушную» струйку между двумя ладонями, двумя пальчиками (указательным и большим) попеременно обеими руками и т. д.
Во время прогулки эксперимент с формочками и водой продолжается в песочнице. Наблюдаем за тем, как струйка воды из формочки становится лужицей на гладкой поверхности (разносе, стекле и т. д.) и исчезает в песке. Трогаем пальчиками, хлопаем ладошками по обеим поверхностям. Отмечаем, что обе поверхности мокрые, при этом пробуем собирать лужицу между сомкнутыми ладонями, а затем в кулак. Тоже самое проделываем и с песком. Вода «не слушается», растекается. Песок можно удержать и даже придать ему форму (например, ладонями рук сделать горку или пальчиками углубление). Задачу усложняем. Пробуем переливать воду и пересыпать песок формочками из ёмкости в ёмкость. Наблюдаем и комментируем происходящее, активно работая пальчиками и кистями рук. Продолжить эксперимент можно созданием тортиков из воды и песка при помощи формочек. Материалы для экспериментирования набираем ладошками… И так далее насколько хватит фантазии взрослого.
Ещё одна распространённая игра-эксперимент с водой «Поймай рыбку». Вылавливать рыбу из ёмкости с водой можно при помощи разных предметов, например, - ловим рыбок по очереди двумя, тремя, пятью пальчиками одной руки затем другой, между двумя ладонями. На протяжении всего эксперимента обращаем внимание на то, как легче поймать рыбку, какую по размеру рыбку легче поймать пальчиками, а какую – ладошками; - стараемся поймать рыбок ложками/вилками разных размеров правой и левой рукой попеременно и одновременно, не забывая анализировать, комментировать и сравнивать результаты действий; - ножниц также подойдут для эксперимента по вылавливанию рыб. Под руководством взрослого стараемся захватить хвосты рыб между лезвий. Когда ребёнок уверенно научиться проводить данную манипуляцию, разрешаем ему ловить рыбу ножницами самостоятельно, наблюдая внимательно за движениями и помогая при необходимости.
Для рыбалки пригодятся и лопатки для песочницы разных размеров, и крышечки от различных ёмкостей, и сачки, и удочки, и т. д. Ловить можно рыбок, изготовленных из разных материалов: пластмассы (теннисный шарик, киндер- упаковка, ёмкость из-под витаминов, грубых нитей, связанных в пучок или в шар, резины (ластик, напальчник, массажный шарик) и т. д. Разнообразить необходимо цвет и форму рыб, развивая ещё и сенсорное восприятие.
Любимый эксперимент детей «Тонет — не тонет» можно проводить как в помещении (необходима ёмкость с водой, так и на улице во время прогулки (при наличии луж). Для проведения эксперимента подойдут предметы из различных материалов (шишки, листья, горох, фасоль, теннисный мяч, гвоздь, чайная ложка, резиновый утёнок и т. д.). Лучше если эти предметы будут разного цвета и размера, чтобы во время эксперимента ребёнок брал их пальчиками и всей ладонью.
В группе все действия с предметами проводим аккуратно, опуская их в воду или вынимая из воды, чтобы не расплескать. Дети рассматривают предметы, наблюдают процесс, который с ними происходит, уясняя понятия тяжёлый-лёгкий. Более интересно и весело этот эксперимент проходит на улице, где есть возможность кинуть предмет с приложением силы в лужу и увидеть множество брызг. Кроме мелкой моторики в данном случае, у ребят развивается и крупная моторика (камешки можно бросать из-за головы, с замахом с боку и т. д.).
Не менее увлекательны эксперименты по смешиванию воды с другими веществами (мука, крахмал, сахар, соль, песок, земля и пр.). Перед началом экспериментирования предлагаем детям поиграть с водой, почувствовать какая она наощупь, попробовать её зажать в кулак, перебирать пальчиками и т. д. Затем те же действия произвести с веществом, например, с мукой. Показываем и пробуем набирать муку в кулачок и струйкой высыпать её обратно в ёмкость, насыпать из муки горки и делать в ней ямки, рисовать линии и круги. Следующий этап эксперимента – процесс смешивания и наблюдение за изменениями, происходящими с веществами. Сначала добавляем щепотку муки (берём её сначала двумя, затем тремя пальчиками обеих рук попеременно, потом одновременно) в небольшой объем воды, палочкой или ложечкой помешиваем вместе с детьми раствор. Наблюдаем, как мука растворяется, а вода становится мутно-белого цвета. Повторяем эти действия 2-3 раза. Наблюдаем, что раствор стало тяжело мешать (он густеет). Берём чайную ложку, насыпаем муку правой и левой руками попеременно, мешая раствор после каждой порции муки. Когда масса станет тягучей, предлагаем замесить колобок, как это делала бабушка в сказке. При прикосновении тесто прилипает к рукам, при сжатии его в кулак – пролезает сквозь пальцы. Добавляем ещё муки, доводя тесто до кондиции, когда из него можно лепить. Разнообразие упражнений на развитие мелкой моторики в этой части эксперимента зависит от фантазии взрослого. Например, тесто мнём руками, тычем пальчиками, хлопаем ладошками, щиплем, бьём кулачками, катаем шарики, колбаски и т. д.
Для развития моторики нужно использовать и интерес детей к продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, аппликация, которые делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки, помогают образованию связи рука-глаз. Экспериментирование при рисовании необходимый процесс : смешение красок, рисование различными материалами, нетрадиционные техники рисования. Например, при рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем вместе «превращаем» (дорисовываем) его в образ какого– либо животного или предмета (перчатка, варежка, петушок, кошка и пр.). В работе с детьми 2-3 лет дорисовывает изображение взрослый (возможно рукой ребёнка, показывая своим примером принцип изображения. Продолжая эксперимент с ладошками и красками, предлагаем повторить за взрослым разнообразные движения ладонью вымазанной краской (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание) на листе бумаги, на кафельной стене, на стенке ванны, на обоях и т. д.
Знакомство с техникой "пальцеграфия" (рисование пальчиками) начинаем после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят движения пальцами (размазывание, примакивание).
В современной литературе описано множество нетрадиционных техник рисования (кляксография, оттиск смятой бумагой, оттиски и пр.) с использованием различных материалов (рисование мелками, пастелью, гуашью, акварелью, кусочками овощей). А также представлена обширная информация по организации элементарного экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста. Главное - работу по развитию мелкой моторики с детьми нужно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут каждый день. Такие игры чрезвычайно полезны для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь малышей полнее и интереснее. Они радуются тому, что узнали что-то новое, своим достижениям, умению что-то сделать самому. А радость – залог успешного развития детей на ступени раннего дошкольного возраста.
Литература:
1. Иудова А. С. Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования
2. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. [Текст] / Ю. В. Рузанов. – СПб. : КАРО, 2009. – С. 24.