Шмелева Гелена
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мелкой моторики играет важную роль в интеллектуальном и психофизическом развитие ребёнка. Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев
Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
В работе по развитию мелкой моторики рук использую разные игры и упражнения:
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
1. Пальчиковые игры. Разучивание текстов с использованием пальчиковых упражнений способствуют развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
2. Конструирование из бумаги - еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка. Оригами - одно из интереснейших занятий по изготовлению фигур из бумаги. Оригамские игрушки можно использовать для самостоятельной деятельности детей в уголках-микроцентрах. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: "Преврати квадратик в другую форму", "Угадай, во что превратился квадратик?", "Где чья тень?", "Назови правильную форму", "Определи базовую форму" и др.
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. Эта игра больше походит для индивидуальной работы. Она способствует повышению ловкости и подвижности пальцев и кистей. Работа со шнуровкой может быть разнообразной. Для этого понадобятся шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки. В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:
протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Занятия со шнуровкой начинаются с показа и объяснений. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами. Детям очень нравится нанизывать макароны, бусины на тонкий шнурок или леску, пересыпать их ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. На столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
игры с кинетическим песком, шариковым пластилином, массой для лепки или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Игры с прищепками.
Игры с пинцетом и пипеткой
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов: кисть становится более подвижной, приобретает гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим. Всё это помогает детям в дальнейшем легко овладеть навыком письма