Лилия Васильева
Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у старших дошкольников
посредством сложных игр.
Понятие «развитие математических способностей» посредством сложных игр является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Публикация «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Способности являются прижизненными, а не врожденными, они формируются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Крутецкий В. А. различает девять способностей (компонентов математических способностей) :
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.
3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
4. Способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
6. Способность к обратимости мысленного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).
7. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
8. Математическая память.
9. Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Для развития математических способностей у старших дошкольников самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого обучающий процесс должен проходить в увлекательной игровой форме.
Основными задачами являются:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников.
2. Развитие у дошкольников вариативного мышления, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей. Нельзя упускать синзетивный период т. к. этим мы обрекаем их на низкие темпы развития, на низкий конечный результат.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе, посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра включает в себя целый педагогический процесс. В игре воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю, на поведение.
Игра ценна в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей.
Формированию у ребенка математических способностей способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат дошкольника понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Логические игры используют для развития логико-математических способностей дошкольника (дар оперирования числами, аналитического мышления). Эта способность связана с логикой, абстракцией, индуктивным и дедуктивным мышлением и числами. Логические игры направляют математические операции связанные с логикой, исследования, умение проводить сложные расчеты, аргументировать свою точку зрения и распознавать абстрактные модели и принципы.
Компьютерные игры в отечественной педагогике – это один из новых способов развития математических способностей у старших дошкольников. Компьютерно-игровой комплекс представляет собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Использование компьютера дошкольниками не цель, а средство развития математических способностей, обогащение интеллектуальной сферы ребенка. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и значками, поэтому особую значимость имеют различные математически сложные игры.
Создание математической среды в группе посредством разнообразных математических пособий : трафареты, шаблоны, карточки с эвристическими заданиями, наборы в 3 измерениях (геометрические фигуры, геометрические тела, модели, макеты, мнемотехнические карты, подборка нетрадиционных задач и вопросов, кроссворды, головоломки, игровой дидактический материал; математические, развивающие и логические игры : «Танграм», «Сфинкс», «Листик», «Уголки», «Кубики и цвет», «Шашки», «Шахматы», «Домино», математические блоки Дьенеша, палочки, игры Воскобовича, Закка, развивающие Кюизенера, игры Никитиных, игры Монтессори.
Таким образом в игре прививаются ребенку знания из области математики, ребенок учится выполнять различные метематические действия, развивается память, мышление, творческие способности, усваиваются сложные математические понятия.
Литература
1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики – М., 2000
2. Математика от трех до семи (учебное методическое пособие для воспитателей детских садов) – М., 2001
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М., 1996
4. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей – С-П., 2004
5. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике – М., 2005
6. Белошистая А. В. Современные программы математического образования дошкольников – «Феникс», 2005
7. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., «Просвещение», 1989
8. Гурьева Н. А. Учимся по сказке – С-П., 2006