Татьяна Анашкина
Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических представлений ребёнка с речевыми нарушениями в гораздо большей степени зависит от педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Задача педагогов создать такие условия, чтобы ребёнок максимально раскрыл свои способности, чувствовал себя комфортно и гармонично развивался.
Публикация «Развитие математических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Основные направления работы мы базируем на принципе развивающего обучения (формирование познавательной активности, развитие зрительного и слухового восприятия, операций мыслительной деятельности, активизация речи в единстве с мышлением). Важное значение придаём реализации принципа индивидуализации коррекционной работы, что предполагает, прежде всего, выявление индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Игровая форма выполнения заданий способствует формированию у дошкольников с нарушениями речи интереса к занятиям математикой. Поэтому необходимым условием организации деятельности с детьми считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Учитывая, что все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, умением продвигаться вперёд своим темпом, работа в данном курсе проводится на высоком уровне трудности
(в зоне их «ближайшего развития», или «максимума») : предлагаем наряду с заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют догадки, смекалки, наблюдательности. Их решение формирует желание и умение преодолевать трудности. В итоге все воспитанники без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», при этом не тормозится развитие более способных детей.
При формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи используем метод моделирования педагогических ситуаций, где игра носит непродуктивный характер, воображаемый план ситуации существует в детском воображении. Учебное задание математического содержания «завёрнуто» в игру, как в «фантик». Своим делом мы считаем организовать, создать интригу, (тайну, загадку). Дети ищут отгадку, учатся чувствовать друг друга. Стараемся доверять им, не торопить с выводами, быть сочувствующими слушателями. Темп проводимых игр занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи держим через введения посредника (песочные часы, персонаж и т. п.). Наблюдая за детьми, пытаемся улавливать детскую инициативу.
Созданные проблемные ситуации требуют от детей напряжения мыслей, преодоления трудностей. Задачи решаем в процессе коллективного поиска – цепочкой действий и мыслей вовлекаем детей в совместный поиск, оказываем помощь, ставим вопросы познавательного характера, побуждаем выделить существенное, сравнить, сделать вывод.
Динамичность деятельности обеспечивается сменой видов деятельности, заданий с опорой на несколько анализаторов по нарастающей трудности. Познавательный разговор является «вершиной» разрешения проблемной ситуации. Участвуя в нём, дети учатся выполнять анализ и самоанализ.
Выбранный нами наглядно-действенный путь и максимальное использование предметно-практической деятельности способствует обогащению у детей сенсорного опыта, развитию внимания, памяти, мышлении, воображения. Это также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что главным образом связано непосредственно с развитием речи, а значит и овладением математическими понятиями, такими, как множество, количество, величина, мера, форма предмета, геометрические фигуры и т. д.
Специальная коррекционная работа, направленная на восполнение пробелов в элементарных математических знаниях у детей с тяжёлыми нарушениями речи способствует повышению уровня математической подготовки. Дошкольники решают элементарные задачи на сложение и вычитание; могут определять время на часах, называть дни недели, месяцы; определяют форму предметов и их положение в пространстве. У них сформированы представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов, составляющих множество; развиты элементарные счётные действия на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; зрительно-двигательная координация. Они легко адаптируются в школе.