Аноним
Конспект мастер-класса на тему «Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей «Физкультура с математикой друзья»
Цель мастер- класса : знакомство коллег с авторскими наработками педагога о подвижных играх, как о форме развития математических представлений у детей дошкольного возраста, передача своего опыта путем прямого и комментируемого показа последовательности действий, методов и приемов.
Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Подвижные игры, направленные на развитие математических способностей“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Задачи мастер- класса :
• познакомить и обучить участников мастер – класса методам и приемам использования подвижных математических игр в педагогическом процессе;
• передача мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материалы, используемые в работе: карточки с цифрами, воздушный шарик, парные геометрические фигуры по количеству участников, обруч, баскетбольный мяч, волейбольный мяч, теннисный мяч, массажный мяч, резиновый мяч, скакалка, две верёвки, три кочки,
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на моем мастер – классе подвижные игры, направленные на развитие математических способностей «Физкультура с математикой друзья»
-поднимите руки те, кто пришёл с хорошим настроением,
-похлопайте те, кто пожелал узнать сегодня что- то новое,
-постучите по коленям кто считает, что от нашей встречи можно извлечь много полезного,
-встаньте те, кто готов активно сегодня поучаствовать.
А теперь перед тем чтобы начать мне бы хотелось, чтобы вы размялись и сплотились.
Поиграем в игру «Точка опоры». Нужно разбиться на тройки. (4,7,5,9)
Актуальность темы мастер-класса
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Часто используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше, развивают умение различать и называть геометрические фигуры.
Подвижные игры для детей – это не только веселый досуг, но и средство для физического и психического развития. Их выбор зависит от возраста, состояния здоровья, их физической подготовленности и активности.
Сегодня вам, уважаемые коллеги, предлагаю поиграть в подвижные игры с «математической начинкой». Играть в них легко и интересно.
Описание подвижных игр направленных на развитие математических способностей
1. Подвижная игра «Цифры по местам»
На полу выкладываются модули (квадраты и круги) на которых расположены цифры (от1 до 5) для каждой команды. В руках у детей круги с цифрами (от 1 до 5). Под музыку дети двигаются с заданиями инструктора, на команду цифры по местам, дети встают на модуль с той же цифрой что на круге у ребёнка. Затем на выбор инструктор предлагает одной из команд рассчитаться по порядку.
2. Игра «Мяч в воздухе»
Дети встают в круг, рассчитываются по порядку. В центре водящий подбрасывает воздушный шар и называет любое число, игрок чьё число назвали, выбегает в центр, стараясь успеть подбросить воздушный шарик. Если успел, называет другое число и т. д.
Как усложнить игру?
Можно игру усложнить, заменить, воздушный шарик на мяч. Отрабатывать передачу мяча, а также называя цифру можно спросить о соседях, справа и слева от неё.
Игра «Назови соседей»
Дети встают в круг. Выбирается ведущий, который бросает мяч по очереди находящимся в кругу, называют число от 1 до 10. Поймавший мяч должен назвать соседей указанного числа (меньше и больше на 1, после чего участник называет своё число и бросает мяч другому игроку.
3. Упражнение «Ручеёк»
Направлено на сравнение величины предмета через двигательный анализатор. Ребенком более естественно познается понятия «ширина» путем перешагивания, перепрыгивания, прохождения «ручейка» по повышенной опоре.
Ход игры.
На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Инструктор по физической культуре предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на сол-нышке.
Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все ребята перепрыгнут, инструктор продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвига-ет веревки, а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».
Дети перебираются по камешкам.
Затем инструктор указывает на самое широкое и глубокое место в ручье и предлагает перейти ручей по мосту. Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.
Заканчивая игру, инструктор просит ребят рассказать, каким способом они переходили через ручей и почему.
4. Игра на ориентировку в пространстве.
«Три шага». Дети разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, добраться до финиша, хором произносят правила: три шага влево, три шага вправо, шаг назад, три вперёд. Игрок, который ошибается, выбывает из игры.
4. В Игре со скакалкой "Дни недели" формируются представления детей о днях недели, их последовательности. Дети упражняются в назывании дней недели, начиная с названного педагогом дня. Совершенствуются прыжки через скакалку.
Правила игры : игру начинает ведущий. Взрослые вращают скакалку, озвучивается день недели. Игрок, называет следующий день недели и перепрыгивает через вращающуюся скакалку, затем встаёт в конец колонны. Ребёнок, который ошибается дважды, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
По аналогии можно предложить детям последовательно назвать части суток, времена года, месяцы года.
5. Игровое задание «Мячи бывают разные». В обруче в центре зала лежат мячи (теннисный, резиновый, волейбольный, баскетбольный, массажный). Дети под музыку двигаются вокруг обруча, по команде выполняя задания инструктора. Когда музыка останавливается, дети разбирают мячи, и по команде инструктора встают в одну шеренгу, начиная от малого или большого мяча. И называют, какой у них в руках мяч.
6.«Найди себе пару»
Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу.
Оборудование: парные фигуры по количеству детей.
Ход игры.
Дети выбирают геометрические фигуры.
Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.
-Как фигуры хороши!
(Свободные движения под музыку)
-Так и пляшут от души.
-Квадраты затопали,
(Дети топают ногами)
-А круги захлопали.
(Хлопки)
-Посмотрите, треугольник
Как углами завертел.
(Повороты туловища вправо, влево) -А прямоугольники присели, встали,
Присели, встали.
-Вот так пляска! Красота!
(Музыка закончилась.)
Ну а теперь, по сторонам смотри:
-Раз-два-три! Себе пару ищи!
(Дети находят пару своей фигуре.)
7. Старшие дошкольники осваивают сложение и вычитание.
Математическая игра "Не ошибись!" помогает совершенствовать умение дошкольников решать арифметические задачи.
В игру входят карточки с математическими задачами в форме весёлых стишков и карточки с картинками общеразвивающих упражнений. Все упражнения детям знакомы. Карточки с картинками общеразвивающих упражнений располагаются в зоне видимости детей.
Основные ПРАВИЛА ИГРЫ : дети показывают ответы задач в движении. Если ответ в задаче один, дети выполняют один хлопок в ладоши над головой, можно в прыжке, если ответ два - соответственно два наклона в разные стороны, три - три наклона вперёд, четыре - четыре приседания, пять - пять поворотов туловища влево-вправо и т. д. до 10. Можно добавить карточку с ответом - 0 - значит нужно убрать руки за спину. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
(Дети слушают задачу, решив её, показывают результат определёнными движениями).
В завершении игра на внимание
Дети встают в одну колонну, по команде:
- 1 руки опущены вниз, -5 руки в стороны,-8 руки вверх. Если ошибаются, встают в конец колонны, побеждает тот, кто будет первым.
Подводя итог, хочется сказать, что интеграция физического и математического развития
детей позволяет разнообразить образовательный процесс и превратить его в увлекательную игру – ведущий вид детской деятельности.
Рефлексия
В завершении хочется узнать ваше мнение о нашей сегодняшней встречи, что узнали, надо было ли это вам и чтобы вы хотели узнать еще, прошу провести итог мастер-класса нарисуйте смайлик (радостный или грустный).
Спасибо за участие.
Успехов вам в нашем нелегком труде, коллеги!