Федора Волкова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель исследования: Содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи: 1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. 2. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Методы научно-педагогического исследования: 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Диагностика математических способностей детей
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Я работаю по программе «Школа 2100», «Школа 2000» с 2003 года. Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности:
составить два равных треугольника из 5 палочек.
составить два равных квадрата из 7 палочек.
составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.
Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются если
правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры
состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу
или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека,
предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц,
самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты
животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные
задачи для дошкольников» З. А. Михайлова, «Математика до школы» -
библиотека программы «Детство».
5. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих
задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о
решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты
да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
6. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей,
закрепляют полученные навыки и умения. Так например, в игре, «Прятки» я
называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать
пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
7. Игра «Задачи в картинках», решить примеры и нарисовать ответ. Например, .
8. Есть игра «Грамматическая арифметика». Я ее использую в
обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове «3 - 1=?»
Мел Лес Дом
Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово
(ел, ел, до)
«4 - 1 =?»
Беда Лужи Коса
(еда) (ужи) (оса)
«6 – 2 =?»
Радуга Фасоль Машина
(дуга) (соль) (шина)
9. Дети любят рисовать. Предлагаю детям нарисовать сюжет-картинку про задачу, или самостоятельно придумать сюжет и задачу к своему рисунку, рассказать и показать свою задачу. Прежде всего, это развивает художественно - творческую деятельность, выдумку, фантазию. Дети учатся высказывать свои мысли, рассказывают и придумывают свой рассказ-задачу.
10. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. В подготовительной группе я веду кружок по шашкам «Волшебная доска». Эта увлекательная игра - средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Можно выбрать эту игру как домашний досуг или как хобби для всей семьи.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Список используемой литературы:
1. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
2. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.
3. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.
6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
7. Е. Беляков «365 развивающих игр» - Москва, 1998г.
8. В. Б. Городецкий «Книга о шашках» - научно-художественная литература, Москва, «Детская литература», 1984г.
9. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей» - учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.