Елена Смолкина
Развитие математических способностей на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие математических способностей на логопедических занятиях».
Что же такое Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Что же такое Математика – это наука, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы.
Публикация «Развитие математических способностей на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Как объединить эти две науки?
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
На логопункте, я работаю не только над постановкой звуков речи, а также всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Выполнение программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических :
-автоматизация звуков речи
- формирование лексико - грамматического строя.
- развитие связной речи
Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения.
Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.
В общении с детьми педагог постоянно должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями (сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он понимает, но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей.
Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать образовательные области.
Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях прослеживается во многих играх.
1. Прямой и обратный счёт.
При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно. Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.
2. Посчитай и сравни.
Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, насколько больше тех или иных предметов или определить их равенство. Также ребенок должен следить за своим произношением, совершенствовать навыки счета, воспитывать навыки самоконтроля, формировать умение сравнивать.
3. Игры с насыпным материалом.
Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее, развивать мелкую моторику.
4. Игра «Разрезные картинки».
Это вид дидактической игры, направленной на всестороннее развитие ребенка формирование у детей представления о целостности предметов, развития внимательности, логического мышления, усидчивости, наблюдательности и многих других значимых качеств. Суть такого вида игровой деятельности заключается в сборе малышом изображения, разделенного на части, в единое целое.
Задачи:
• Развитие мелкой моторики,
• Развитие речи, пополнение и обогащение словарного запаса,
• Формирование представлений о предметах, изображенных на рисунках,
• Развитие сенсорных способностей, внимательности, целеустремленности и т. д.
5. Подсчёт слогов и звуков в словах.
Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т. д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.
6. Игра «Цветные яблочки»
Сортер или сортеровщик – игрушка, которая помогает сортировать предметы по определенному признаку (как правило, по форме или размеру). Это могут быть и стаканчики вкладывающиеся друг в друга, и матрешки, логические домики, логической теремок. Играя в них, ребенок научится классифицировать предметы по различным признакам, познакомится с основными цветами и формами, понятиями больше-меньше.
7. Игры можно проводить в зависимости от лексических тем. Например, тема: “Человек” или “Транспорт”, “Овощи, фрукты”. Можно организовывать игры на закрепление разных задач.
“Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?”
(У одного человека одна голова, две ноги, две рук, одна спина, один живот и т. д.)
(У трёх человек три головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т. д.)
“Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей? “Сколько яблок, вишен, грибов?”
- активизация и расширение словарного запаса,
- формирование навыков словоизменения и словообразования,
- развитие мелкой моторики рук,
- развитие внимания, мышления, памяти,
-
8. Сколько героев в сказке?
Интересный способ автоматизации звуков – рассказывание сказок. Ребёнок – рассказчик, следит за чёткостью произношения, за логикой построения сказки. В конце подсчитывает, сколько героев было в сказке, правильно согласовывая числительное с существительным, изменяя окончания. И отвечает на вопрос: «Сколько всего было героев в сказке?» (развёрнуто).
9. Игры “Скажи наоборот” – на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.
Высокий-низкий Большой-маленький Тонкий-толстый
Широкий-узкий Длинный-короткий Много-мало
- активизирует мыслительную активность,
- развивает вербальную память, речевой слух,
10. Игровое задание “Расшифруй заколдованное слово” - на закрепление знаний о геометрических фигурах, развития внимания, звукового синтеза слов. Предлагается образец с геометрическими фигурами, в которых нарисованы буквы. Детям предлагается карточка с геометрическими фигурами, в которые они должны вписать нужные буквы и назвать слово или прочитать цепочку букв.
Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.