МААМ-картинки

Развитие математических способностей посредством искусства оригами (консультация для педагогов)

Долорес Померанцева
Развитие математических способностей посредством искусства оригами (консультация для педагогов)

Развитие математических способностей

через искусство оригами

(консультация для педагогов)

Предмет математики настолько серьёзен, что

полезно не упускать случая, сделать его

немного занимательным.

Б. Паскаль

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главнейших задач в педагогике дошкольного образования. Математикой нужно заниматься с самого раннего детства. Часто думают, что для этого нужны особые способности. Так ли это? Существует мнение, что успех в математике основан на запоминании большого числа правил, формул, теорем, аксиом. Действительно, хорошая память – залог успеха в математике, но очень многие учёные – математики не обладали особой памятью, а именно систематические занятия помогали им развивать её. Самое важное в развитие математических способностей – это находить наиболее удачные пути решения различных задач.

Каждый человек хоть раз в жизни создавал из бумаги самый простой кораблик, пилотку или самолётик. Эта техника называется «оригами». В переводе с японского языка «оригами» означает «сложенная бумага». «Ori” – это складывать, а «kami” – бумага. Оригами – это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Несмотря на традиционно приписываемые японские корни, искусство оригами уходит к древнему Китаю, в ту страну, где и была открыта бумага.

По началу оригами использовалось лишь в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий. А вот после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу. Расцвет оригами приходиться на середину двадцатого века, когда рабочий – металлург Акира Йошизава решил посвятить себя его развитию и создал «азбуку оригами». Именно им были придуманы условные обозначения, символы, графические знаки, а законченная фигура в оригами называться моделью. Были созданы первые центры и школы обучения оригами. На Русь оригами пришло в 19 веке. Одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая 2. Их обучал молодой филолог Чарльз Сидней (хотя приглашён был для преподавания английского языка).

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля – одного из создателей первых детских садов, он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Образовательная деятельность будет успешна при наличии у детей знаний и умений, определённого содержания. Материал должен излагаться в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому. В процессе изучения элементарных математических представлений от общего к конкретному – такое усвоение знаний более доступно ребёнку дошкольного возраста. Ребёнок, прежде всего, учиться думать, когда в своём воображении он рисует макет фигуры и тем самым развивается его пространственное мышление. Используя превосходные свойства бумаги, позволяющие с легкостью складывать, резать и склеивать этот материал, его издавна использовали для архитектурного макетирования и декоративного моделирования. А ведь и на самом деле, прежде чем изготовить даже опытный образец или сооружение, гораздо легче сделать его макет из бумаги.

Если проанализировать базовые формы оригами, мы заметим, что при первом знакомстве мы сталкиваемся с прямоугольником и треугольником, трапецией, учимся ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, делить на две части. Когда мы складываем углы квадрата к центру, то видим, что он может состоять из четырёх одинаковых треугольников. И детям это очень интересно! А складывая форму «воздушный змей», они знакомятся с ромбом. Чаще всего для оригами используются квадратные листы бумаги, но разрешается и применение других форматов. И это замечательно! Ребёнок знакомиться с пятиугольниками, шести - и восьмиугольниками. Азбука оригами включает в себя ещё такие геометрические понятия, как точка и линия. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами – это только бумага, самый доступный и дешёвый материал для творчества. Ребёнок знакомиться с ней гораздо раньше, чем с любым другим материалом. Сначала ребёнок может её рвать и мять.

При складывании различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми», слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов в последующих операциях может произойти смещение элементов и создать красивое и аккуратное изделие будет невозможным. Поэтому после каждого отдельного этапа работы всегда нужно проверять «остроту» всех сгибов.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, основные приёмы, способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. Во время занятий у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами развивает способность работать руками, приучая пальцы к точным движениям. С точки зрения психологии занятия оригами получаются эмоционально – разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального развития дошкольников.

Для определения качеств, необходимых для достижения успехов в математике, исследователи проанализировали математическую деятельность человека, а именно: процесс решения задач, способы доказательств и логических рассуждений, особенности математической памяти, и пришли к выводу, что нет и не может быть единственной математической способности. Это – совокупная характеристика, в которой отражаются особенности таких психических процессов, как: восприятие, мышление, память, воображение. Оригами помогает развитию этих процессов.

Результат своего труда ребёнок видит в создании игрушки своими руками. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу или устроить спектакль. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребёнка на продуктивную деятельность.

Форма, объём, изгиб или складка, и что белый лист без движенья – загадка.

Число уложений и упаковок вводит нас в мир головоломок.

И радует магия дивных творений, мир оригами, чудо свершений!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей посредством искусства оригами (консультация для педагогов)
Опубликовано: 6 августа 2024 в 13:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей посредством искусства оригами (консультация для педагогов)» (включая файлы) размещена пользователем Долорес Померанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД