Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе

Баранова Елена
Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Группа: старшая (5-6 лет).

Вид ОД: развитие математических представлений.

Форма ОД: занятие.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей: способствовать целостному восприятию окружающей действительности.

Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.

Цель занятия: Ориентирование на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине (центре).

Задачи занятия:

Обучающие:

научить ориентироваться (располагать) на листе бумаги предлагаемые геометрические фигуры (справа- слева, вверху - внизу, в середине (в центре);

Развивающие:

ответить на вопросы по содержанию, где расположены геометрические фигуры (справа -слева, вверху - внизу, в середине/ в центре);

Воспитательные:

сказать о важности умения ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине (в центре);

самостоятельно выполнять упражнения и задания;

внимательно слушать инструкции педагога;

соблюдать правила коллективного слушания: не отвлекаться самому и не отвлекать других детей, не перебивать говорящего; выполнения совместных действий;

приводить в порядок рабочее место по завершении работы;

соблюдать правильное положение тела при работе на стуле;

высказать мнение практической значимости деятельности на занятии и ее результате;

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и пространственное восприятие через работу с листом бумаги и геометрическими фигурами;

развивать устойчивые координаты («правая/левая стороны», «верх-низ», «в середине/ в центре»);

развивать виды внимания и мышления при разгадывании загадок, выполнении игр «Загадочный лист бумаги», «Кто и где находится».

Методы и приемы:

Словесный: беседа; объяснение, индивидуальные ответы детей; напоминания педагога, указания, вопросы, поощрение.

Наглядный: использование наглядного материала (демонстрация).

Игровой: дидактическая игра.

Практический: выполнение упражнений.

Планируемы результаты:

Дети расположат геометрические фигуры на листе в соответствии со словесной инструкцией педагога;

Дети выполнят задание педагога;

Дети закрепят знания прямого счета до 5 и умения соотносить их с количеством предметов;

Дети закрепят умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки;

Дети примут участие в играх: «Загадочный лист бумаги», «Кто и где находится».

Структура:

Игровая мотивация (организационный момент): 2 минуты.

1 часть: 3 минут;

2 часть: 5 минут;

3 часть: 5 минут;

4 часть: 2 минуты;

5 часть 5 минут;

6 часть 3 минуты

Общее время: 25 минут.

Подготовительная работа: занятия «Знакомство с геометрическими фигурами», занятия «Формирование пространственных отношений».

Словарная работа: «круг», «квадрат», «треугольник», «правая/ левая рука», «верх-низ», «вверху-внизу», «справа-слева».

Материалы и оборудование: Лист бумаги, цветные карандаши, геометрические фигуры, предметные картинки, игрушки.

Ход занятия:

Организационно-мотивационный этап (организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия).

Педагог: дети, я Вас рада видеть на занятии. Для начала давайте поприветствуем друг друга:

Круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

В центре круга соберемся.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть опять начнем.

Дети: встают в круг, берутся за руки, смотрят друг на друга, улыбаются, затем проходят на рабочее место.

Этап постановки проблемы (создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме).

Педагог: сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по загадочному листу бумаги, а для этого нам с вами нужно ответить на вопросы и выполнить задания. Вы согласны.

Дети: ответы детей (Да, мы согласны).

Педагог: дети, прежде чем мы отправимся в путешествие по загадочному листу и узнаем почему он называется загадочным, нам необходимо вспомнить где и нас правая/ левая руки, а где верх и низ. В конце занятия мы с Вами ответим на вопрос, почему лист бумаги называется загадочным. Посмотрите у Вас на столе лежат игрушки, давайте с ними поиграем.

Дети: ответы детей (Да).

Педагог: дети, возьмите игрушку в правую руку.

Дети: берут игрушку в правую руку.

Педагог: положите игрушку справа от себя.

Дети: берут игрушку и кладут ее справа от себя.

Педагог: дети, возьмите игрушку в левую руку.

Дети: берут игрушку в левую руку.

Педагог: положите игрушку слева от себя.

Дети: берут игрушку и кладут ее справа от себя.

Педагог: дети, поднимите игрушку вверх над головой.

Дети: поднимают игрушку вверх над головой.

Педагог: дети опустите игрушку вниз под стол.

Дети: опускают игрушку вниз под стол.

Педагог: дети, вы справились с заданием, а теперь дайте совершим путешествие по загадочному листу бумаги и посмотрим, где у листа бумаги верх-низ, правая-левая стороны.

Дети: ответы детей (Да, мы согласны).

Педагог: дети, давайте сначала рассмотрим лист бумаги:

Что это? (Лист бумаги.)

Какой он формы? (Формы прямоугольника.)

Что есть у прямоугольника? (Стороны)

Сколько сторон у прямоугольника? (По четыре.)

У листа тоже есть стороны.

Педагог: берет лист бумаги и показывает стороны лита.

Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.

Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.

Эта сторона находится справа и называется – правая.

Эта сторона находится слева и называется – левая.

Эта сторона находится вверху и называется – верхняя (верх).

Эта сторона находится вверху и называется – верхняя (верх).

Беседа по вопросам:

Как называется эта сторона? (Верхняя сторона.)

Почему? (Она находится вверху.)

Как называется эта сторона? (Нижняя сторона.)

Почему? (Она находится внизу.)

Эта сторона находится справа (ближе к правой руке, он называется правая.

Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)

Почему? (Она находится справа)

Эта сторона находится слева (ближе к левой руке, он называется левая.

Как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)

Почему? (Она находится слева.)

Дети: отвечают на вопросы педагога.

Этап практического решения проблемы (овладение действиями, способами решения проблемы).

Педагог: дети, мы с Вами познакомились с загадочным листом бумаги, а теперь давайте поиграем в игру «Загадочный лист бумаги». Вы согласны.

Дети: ответы детей (Да, мы согласны).

Игра «Волшебный лист».

Педагог:

Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать.

Дети: выполняют задание по словесной инструкции педагога.

Физкультурная минутка.

Педагог: дети, мы с Вами активно поработали, а у нас есть еще задания, которые необходимо выполнить. Так давайте немного отдохнем. Мы с Вами будем выполнять упражнения. Вы согласны.

Дети: ответы детей (Да, мы согласны).

Педагог проводит совместно с детьми проводит физкультурную минутку:

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы на коврик сядем вместе,

Вновь возьмёмся за дела.

Педагог: дети, мы с Вами немного отдохнули, а теперь мы выполним зарядку для глаз. Вы согласны.

Дети: ответы детей (Да, мы согласны).

Педагог проводит совместно с детьми выполняет зарядку для глаз:

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Закрепление пройденного материала.

Педагог:

Дети, мы с Вами поиграли с листом бумаги и цветными карандашами. Теперь мы с Вами знаем, что у листа бумаги есть верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа – середина. А сейчас мы продолжим нашу игру, но для этого мы вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Вы согласны.

Дети: ответы детей (Да).

Педагог:

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие.

Фигуры

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник —

Стал квадрат…

(прямоугольник)

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Он похож на колесо

В серединке буква О

По дороге катится

И в ромашке прячется

Нрав его совсем не крут

Догадались? Это….

(Круг)

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

Дети: ответы детей на загадки.

Понимание пространственных отношений на листе.

Игра: «Кто, где находится?».

Педагог:

Сейчас дети мы посмотрим, как вы научились ориентироваться на листе бумаги и находить нужное место. Нам нужно выложить аппликацию из картинок, которые спрятались в геометрических фигурах, а где выкладывать фигуры, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать:

Наступила зима. Выложите картинку справа внизу.

Пошел снег. Выложите снежинки слева вверху.

Деревья укрылись снегом. На середине листа выложите картинку с деревьями.

Дети гуляют на улице. Положите картинку слева внизу.

Птицы клюют семечки в кормушке. Выложите картинку в середине рядом с деревом.

Нас это радует. Выложите вверху справа улыбку.

Дети: дети собирают аппликацию, каждый на своем листе бумаги.

Педагог: дети, мы с Вами научились располагать картинки на листе бумаги, а теперь скажите в каких фигурах спрятались картинки?

Дети: ответы детей.

Педагог: а сколько всего картинок расположено на листе бумаги?

Дети: ответы детей.

Заключительный этап.

Педагог: дети, какие Вы молодцы. Мы сегодня на занятии с Вами играли, выполняли задания. А теперь давайте ответим на вопрос, почему лист бумаги называется загадочным.

Дети: ответы детей.

Беседа по вопросам:

Чем интересным и полезным мы занимались на занятии?

Что Вам помогло справиться с выполнением заданий?

Чему важному и полезному мы научились на занятии?

А где мы можем найти применение наших знаний о листе бумаги?

Дети: Отвечают на вопросы воспитателя о содержании деятельности.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию математических представлений «Прогулка в лес» (вторая младшая группа) «Прогулка в лес»конспект НОД по развитию математических представлений Группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: развитие у детей познавательных.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Друг для Снеговика»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Друг для Снеговика» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» Друг для Снеговика» Составила воспитатель: Кокшарова.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зимние забавы»Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зимние забавы» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Зимние забавы» Образовательные задачи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе
Опубликовано: 13 января 2025 в 16:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Елена (УИ 2184428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД