Елена Василькова
Развитие математических представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в тексте рассматривается вопрос о способах развития математических представлений у детей, как в условиях образовательной организации, так и в условиях семьи.
Ключевые слова: математические представления у детей, развитие математических представлений, образовательный процесс.
Публикация «Развитие математических представлений у детей» размещена в разделах
Одной из важнейших задач воспитания как ребенка-дошкольника, так и ученика начальных классов является формирование желания узнавать что-то новое, или иными словами «хотеть учиться». Необходимо способствовать развитию умения детей думать, размышлять, мыслить логически, анализировать полученную информацию, обобщать, высказывать свою точку зрения и уметь объяснить ее. Для этого надо, чтобы дети начинали знакомство с математикой не с правил, теории; а как знакомство с чем-то удивительным, новым в столь сложном и многогранном окружающем мире [1].
Формирование у дошкольников математических представлений должно основываться на предметно-чувственную деятельность, так как в ее процессе ребенок может более легко и прочно усвоить нужный объем знаний и умений ( мнение многих психологов и педагогов: А. Н. Леушина, П. Я. Гальперин и др.). Этому способствует не только обучение детей элементарным основам математики в повседневной жизни: в общении детей между собой, в совместной деятельности взрослого и ребенка, но также с помощью целенаправленного систематического обучения на занятиях. Математические знания, которые можно применить на практике в различных видах деятельности дают большую ценность для ребенка.
К. Д. Ушинский писал, что при первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу [2]. К тому же он выделял, что знания, которые ребенок получил, лучше всего применять в условиях, отличных от тех, в которых это знание было получено.
Многие современные ученые (Л. И. Скаткин, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, которых также волнует вопрос обучения и развития дошкольников, подчеркивают, что для качественного развития дошкольника в математическом направлении необходим комплексный подход. Таким образом, надо не только дать детям элементарные математические представления, но и закрепить полученные знания в быту, сформировать навыки применения полученной информации.
Главным условием успешности данного процесса является его связь со всеми аспектами воспитательной и образовательной работы детской образовательной организации. Это можно проследить во всех видах деятельности. Например, на занятиях по аппликации ребята самостоятельно могут убедиться, что не имеет значения как наклеить пять треугольников: в ряд, или все на одной стороне листа – все равно это будут те же пять треугольников. На занятиях по лепке, рисованию изучается и закрепляется информация о форме, размере предметов, об отношении, между различными предметами или частями самого предмета. Умение ориентироваться в пространстве, навыки счета очень часто можно заметить на занятиях по физическому воспитанию, многообразных подвижных играх: при построении, если надо рассчитаться на раз-два, при заданном направлении движения и т. д. Занятия по развитию речи, ознакомлению с миром природы, с окружающим миром, музыкальные занятия – все это также способствует тому, что у детей формируются и закрепляются пространственные, временные и количественные представления.
В нашей обычной, повседневной жизни родители могут и должны помочь закрепить ребятам полученные знания и навыки. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования необходимо не только подготовить детей к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Существуют традиционные направления формирования элементарных математических представлений, так называемые математические эталоны [3] :
- количество и счет;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени.
И родителям вполне по силам по каждому из этих направлений дать информацию своему ребенку. Полная включенность семьи в работу образовательной организации лучше всего способствует математическому развитию детей [4]. Например, пока мама занята на кухне, можно предложить ребенку посчитать ложки, кружки, определить самую маленькую и самую большую кастрюлю; спросить где меньше воды: в кружке или стакане, а также предложить самостоятельно в этом убедиться путем переливания. На прогулке обращать внимание детей на изменения, которые происходят вокруг нас (открылся новый магазин, стало раньше темнеть на улице, на числа, которые встречаются в нашей жизни (номера домов, автобусов, памятные даты в календаре).
Если будет постоянно осуществляться взаимосвязь образовательное учреждение – родители, то информация, которую ребенок будет получать, обязательно будет прочно усваиваться. А так как в образовательный процесс будут вовлечены самые близкие и любимые люди, то у детей в большей степени будет развиваться интерес к познанию, уверенность в своих силах, самостоятельность, что положительно будет влиять на успеваемость в школе. Образовательный процесс в такой форме способствует тому, что ребята будут приспособлены к окружающему их миру, будут уметь мыслить, будут заложены основы развития личности. А это является одной из задач современного дошкольного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
2. Ушинский К. Д. О первоначальном обучении счету - Избр. пед. соч. Т. 2, М. : Учпедгиз, 1954. С. 651—652.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
4. Рыжов В. Н. Математическое развитие дошкольников : курс лекций для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 – педагогическое образование, профиль – математическое образование. - Саратов, 2014. – 59 с.