Фаина Утимишева
Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательной области «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, а итогом такого образования является формирование у детей основ математической культуры. Математика является мощным методом познания, приучает детей к общению, способности мыслить, анализировать.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательной области „Развитие речи“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Интеграцию математического развития можно осуществлять через многие образовательные области в частности – развитие речи.
Интегрированные занятия снимают у детей усталость, переутомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, которые повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивает воображение, внимание, память. Интегрированные занятия также предполагают развитие творческой активности.
Под логико-математическим развитием дошкольников мы понимаем сдвиги и изменения в познавательной активности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ним логических операций.
Интеграция математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сравнении, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, наборами геометрических фигур. Все виды деятельности помогают детям в изучении материала, добиваться успеха в усвоении материала, с интересом решать задачи и применять их, закрепляются количественные отношения (много. мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, во времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам) сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого используем в работе потешки, загадки, считалки
Формирование элементарных математических представлений связано с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и обрабатывается правильное звукопроизношение. Например, игра «Концовка» используется для развитие речи детей, включая в активный словарь терминологию «выше-ниже», «толстый-тонкий». (Если сосна выше, то берёза -ниже, воспитатель произносит начало, а дети продолжают его, используя также и картинки)
Для развития устной речи используются дидактические игры «Когда это бывает?», «Путешествие в утро, день. вечер, ночь»,
«Где мы побывали, что мы повидали». Игра «Составь загадку» -проводится для увеличения словарного запаса слов, развития умения описывать данную фигуру, и т. д.
Используя дидактические игры, в том числе словесные, в процессе формирования математических представлений даёт возможность проводить работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонематический, лексический, грамматический) и на этой основе развивать связанную речь с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Ребёнок приучается к тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному. При проведении интегрированных занятий важным является соотношение знакомого и нового материала. Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни. Во время дежурства дети называют какое количество посуды не хватает на столах, на какое количество детей накрыты столы сегодня. Во время прогулки и после возвращения с детьми отмечаем нынешний день, месяц, время года, проговаривая какой день был вчера, и какой день будет завтра.
Интегрированный подход помогает решать задачи воспитания и развития ребёнка, не перегружая его, создаёт положительный эмоциональный настрой, формирует познавательные интересы.