Гулия Каримова
Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Публикация «Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:
- развитию воображения и творческой активности;
- формированию познавательных действий, становлению сознания;
- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формированию первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления позволил обнаружить следующие противоречия:
- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;
- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;
- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;
- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.
В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить. Поэтому очень важно вовлечение родителей, заинтересовать родителей этой проблемой. Провести родительское собрание на тему: Значение дидактических игр для всестороннего развития детей», семинар практикум, оформление уголка для родителей.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:
В результатах:
- нет интереса к познавательным играм;
- низкий уровень познавательной активности;
В основном процессе:
- не созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах;
- недостаточное использование инновационных технологий;
В содержании:
- отсутствие мотивации у детей;
- недостаточная методическая, материальная база ДОУ;
- не используются современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры);
- не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:
- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;
- родители не уделяют должного внимания познавательному развитию;
- педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;
- Недостаточно продумана организация развивающей среды.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования развития логического мышления.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Требования ФГОС ДОк результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
На завершающем этапе:
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для эффективности работы по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.
Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;
Словесные: рассказы, беседы, загадки;
Практические: упражнения, лабораторный метод, познавательные игры. В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место должно быть отведено различным средствам :
1. игровым формам в познавательной деятельности:
- игровые проблемные ситуации ««Что перепутал художник?» ,«Как Белоснежка гномов считала»;
- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды?»;
- словесные игры «Назови лишнее»; «Назови соседей»;
- пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.
-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.
2. игровым формам в самостоятельной деятельности:
- дидактические игры «Засели числа в домик», «Что лишнее».
Этапы работы для достижения цели желаемых результатов:
1. Выявить уровень познавательной подготовленности с помощью диагностики. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты («Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л. Д. Калачева, Л. Н. Прохорова).
2. Разработать познавательные образовательные деятельности «В гости к цифрам».
3. Организовывать экскурсии в библиотеку.
4. Создать условия по развитию логического мышления дошкольников в режимных моментах :
- использовать дидактические игры при непосредственно образовательной деятельности;
5. Организовать развлечения «Времена года», «День математики»;
6. Организовать работу с родителями:
- консультации «Использование инновационных технологий в ДОО»; - приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в страну логических игр».
- родительские собрания с привлечением психолога, медсестры.
7. Работа с педагогами:
- консультации «Дидактические игры в образовательной деятельности», «Успешный дошкольник - успешное будущее»;
- мастер-класс «Использование инновационных технологий в ДОО»;
- семинары «Развитие у дошкольников логического мышления в дидактических играх.