Елена Окольникова
«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»
Выполнил: воспитатель Окольникова Елена Михайловна
«Если вы входите к детям, от которых входите к детям, от которых трудно добиться слов, начните показывать картинки, и они заговорят, а главное, заговорят свободно…»
(К. Д. Ушинский)
Внедрение инновационных технологий призвано улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Публикация «„Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования“» размещена в разделах
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать и грамотно использовать возможности ИКТ в своей практической деятельности для расширения возможностей традиционных методов в воспитательно-образовательном процессе, для создания единого информационного образовательного пространства, создания разработок интегрированных занятий, проектной деятельности, активного использования сети Интернет.
Необходимо соблюдать требования к ИК технологиям для дошкольников:соответствие возрасту;исследовательский характер;занимательность;высокий технический уровень;легкость для самостоятельных занятий ребенка, широкий спектр навыков и представлений.
Я обозначила проблему: как использовать информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации обучения дошкольников.
Как известно, мотивация – это побуждение к действию, это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность через труд удовлетворять свои потребности.
Мотивация дошкольников – это побуждение, от которого зависит достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.
Зачастую у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
- различный интеллектуальный уровень развития детей в группе;
- обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
- неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
- неполноценная вовлеченность дошкольников в отношения с детьми и взрослыми.
Вследствие этого, организация процесса воспитания и образования детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку воспитанников.
Цель моей работы:повышение мотивации обучения дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности посредством использования ИКТ.
Задачи:
- создать положительную эмоциональную обстановку для повышения мотивации к обучению;
- создать условия для развития интеллекта, памяти, внимания, логического мышления, расширения кругозора,
- сделать процесс НОД познавательным, интересным, насыщенным, занимательным.
Использование ИКТ при проведении непосредственно – образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволяет достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Формы ИКТ, которые я использую в работе со своими воспитанниками:
• глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы);
• информационные носители (CD, DVD, флэш–накопители и т. д.);
• аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор);
• мультимедиа (обучающие, развивающие компьютерные программы и игры, презентации).
Применение компьютера в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации процесса образования, развития творческих способностей и созданию благополучного эмоционального фона.
В своей работе использую следующие компьютерные игры, программы:
- развивающие игры - игры, направленные на формирование и развитие у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития;
- обучающие игры - это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач ;
- игры-экспериментирования - цель и правила игры скрыты в сюжете или способе ее управления. Для достижения успеха в решении игровой задачи, ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи;
- компьютерные диагностические игры - игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.
- игры-забавы - в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микро мультика».
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности деятельности, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций в процессе образования детей:
•полисенсорное восприятия материала;
•возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
•объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
•возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
•активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
•компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Хотелось бы отдельно выделить мультимедийные мини-игры, направленные на развитие мыслительных операций. Данные игры состоят из 2-5 слайдов с 4-6 картинками на каждом, необходимо выбрать, либо исключить определенную картинку, которая является ответом на вопрос. Для развития и поддержания интереса, при правильном ответе ребенка, появляется слайд с улыбающимся, например, насекомым или животным и одобрительными аплодисментами, при неправильном ответе – печальный и советом не расстраиваться и подумать еще раз.
Требования, необходимые для создания мультимедиа игр:
•Ясность изображения замысла и композиции;
•Красочность;
•Гуманно-эстетическое содержание;
•Простота и доступность речи героев;
•Соблюдение гигиенических требований.
Использование информационно-компьютерных технологий эффективно на всех этапах непосредственной образовательной деятельности. Например, с интересом и радостью дети повторяют движения за мультипликационным человечком на экране под музыку в момент проведения мультимедийной физкультминутки, что положительно сказывается на эмоциональной обстановке в детском коллективе.
Во время НОД с использованием информационно-компьютерных технологий у ребёнка формируется:
•мелкая моторика;
•оптико-пространственная ориентация;
•зрительно-моторная координация;
•воображение;
•творческое мышление;
•абстрактное мышление;
•кратковременная и долгосрочная память;
•внутренний план действий.
Но не стоит забывать о вопросе возможного негативного воздействия компьютерной техники на организм ребенка. Признавая, что компьютер — мощный ресурс, направленный на развитие интеллекта детей, необходимо тщательно организовывать непосредственно-образовательную деятельность, соблюдая правила использования современных ИКТ:
- Обеспечение гигиенически-рациональной организации рабочего места (использование новых компьютеров, достаточный уровень освещенности; соответствие мебели росту ребенка; нахождение экрана монитора на уровне глаз ребенка или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.);
- Использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей;
- Использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора;
- Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиН.
Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них).
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
-психологически облегчает процесс усвоения материала;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
-расширяет общий кругозор детей;
-возрастает уровень использования наглядности на занятиях;
-повышается производительность труда педагога и воспитанника.
Заключение
Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого воспитанника некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.