татьяна курило
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайская мудрость
Характеристика проекта
Проект рассчитан для использования воспитателями в дошкольных учреждениях в рамках занятий, работы математического кружка, индивидуальной работе с детьми по формированию ФЭМП.
Публикация «Проект „Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С помощью игр – экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Проект предполагает использование игр-экспериментов способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника.
Проект разработан на основе материалов методического пособия «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург.
Актуальность: Работая в дошкольном учреждение мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Научно-технического прогресс диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, и именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является метод экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения опыта. Необходимость рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные результаты, сделать выводы, стимулирует всестороннее развитие, обогащение речи детей. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили
Цели, задачи:
• Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.
• Поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности.
• Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы.
Структура проведения игр-экспериментов :
• Постановка познавательной задачи;
• Поиск путей решения проблемы
• Проведение наблюдения;
• Обсуждение увиденных результатов;
• Формулировка выводов:
Практическая часть:
1. Занятия по формированию элементарных математических представлений в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С Комаровой, М. А Васильевой.
2. Связь с другими видами деятельности :
• Игровая
• Продуктивная
• Познавательно — исследовательская (опыты)
• Социально-коммуникативное (беседы)
• Речевое развитие
• Конструктивно-модельная деятельность
3. Организация кружка «В гостях у дедушки Зная».
Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Сроки реализации: учебный год.
Участники:
• Дети
• Родители
• Воспитатели
Формы работы с родителями:
Консультации;
Буклеты.
Формы работы с педагогами:
Открытые занятия;
Консультации.
Предполагаемый результат: • Развитие интереса к познанию («Хочу все знать!»)
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
Основные принципы организации детского экспериментирования :
Связь теории с практикой.
Развивающий характер воспитания и обучения.
Индивидуализация и гуманнизация образования.
Социализация:
Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,
формировать доброжелательного отношения друг к другу
Планирование работы.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Месяц Тема Интеграция образовательных областей
Сентябрь «КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые); показать детям возможность использовать эксперимента в игровых целях.
Сентябрь «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку, наблюдательность.
Октябрь «ОТЛИЧИЕ ПАР ПРЕДМЕТОВ ПО ФОРМЕ И РАЗМЕРУ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Коммуникация: развитие речи : «Что произойдёт, если…» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Развивать наблюдательность.
Октябрь «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Ноябрь «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?»
Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Ноябрь ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ
Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.
Декабрь «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Январь «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.
Январь «ИМЕЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»
Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло?
Февраль «РАБОТА ПО СХЕМАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.
Февраль «ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ
Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до.» Тема: «Часы».
Март «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)
Март «ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА»
Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка». Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Апрель «ПОПЛЫВЁТ-НЕ ПОПЛЫВЁТ» Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Развивать представление детей о весе.
Апрель «ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА»
Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли?Почему?
Май «УГАДАЙКА» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Май «РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «Познавательная игра- соревнование». Итоги работы по экспериментированию.
В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.
Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Литература
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС 2014год.
2. Интернет ресурсы
Занятие 1.
Чем можно измерить длину?
Задачи: расширить представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины и в древности (локоть, фут, ладонь, ярд, палец)
Материалы : сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрезки тканей, тесьма или шнур длиной 1 метр, рабочие листы.
Описание: на столе лежат рабочие листы «Измерение высоты стула»
Воспитатель: читает письмо Дедушки Зная.
Какое задание оставил нам Дедушка Зная? (измерить стул). Чем он нам предлагает его измерить (тапком, носовым платком, карандашом). Измеряем. Воспитатель измеряет и дети измеряют. Сравнивают результаты.
Дети: отвечают.
Воспитатель подводит итоги: ваши измерения получились разными, почему? У всех разная длина ноги, разные платки и длина карандашей.
В древности измеряли длину пальцем, ладонью, локтем. Измеряем стул по меркам древности (воспитатель и дети).
Воспитатель: Почему получились разные результаты? (у всех разная длина руки, размер ладоней, пальцев).
Древние римляне измеряли ярдами (длина руки от плеча до кончиков пальцев) и футами (длиной ступни). Давайте измерим ткань по-древнеримски.
Сколько ярдов в куске ткани? Сколько футов? Почему разные результаты? Как же быть, если результаты получаются разные? Представьте, вы решили сшить платье или костюм. Измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. Пришли в магазин, продавец отмерил три ярда. Во время шитья вам вдруг не хватило ткани. Вы расстроены. Что же сделать, чтобы избежать таких неприятностей? А что же нам посоветует Дедушка Знай?
Дедушка Знай: люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. С помощью метра измеряют длину всех предметов. И если вы купите ткань по этой мере длины, то вам ткани обязательно хватит на наряд.
Метр был создан двести лет назад во Франции. Метр разделен на сантиметры. В одном метре 100 сантиметров (показывает). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (линейка, сантиметровая лента).
Дедушка Знай предлагает детям измерить отрезки тканей, тесьму, шнур, листочки бумаги.
Дедушка Знай: почему теперь получились измерения одинаковые? Измерьте все, что вам хочется.
Вывод: Сегодня мы убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнять измерения.
Занятие 2
Каждому камешку свой домик.
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы : различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, схема обследования предметов, картинки, образцы, дорожка из камешков.
Дети рассматривают камешки: чем похожи эти камни? Действуют в соответствии со схемой (надавливают, стучат). Чем камни отличаются друг от друга? Предложить ощупать их. Обращается внимание на цвет, форму.
Предложить разложить камни по коробочкам:
В первую – гладкие и округлые;
Во вторую – маленькие и шероховатые;
В третью – большие и не круглые;
В четвертую – цветные.
Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камней.
Игра с камешками. Получили посылку от Дедушки Зная с набором картинок.
Задание: выложи картинку по предложенным схемам – образцам на подносах, наполненных песком.
Занятие 3
Все обо всем.
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схемам с опорой на полученные ранее представления из собственных предположений, развивать аккуратность, взаимопомощь.
Материалы : стаканы, песок, вода, ложки (чайные, столовые, кукольные, деревянные, карандаши, схема выполнения опытов.
Описание: Дедушка Знай приглашает детей заглянуть в его «волшебный сундучок». Дети достают оттуда материалы для экспериментов. Представьте, что сегодня вы пришли в научную лабораторию. Вы все – ученые. Будем проводить сегодня исследования и эксперименты. Будем записывать и зарисовывать свои результаты в схемах. Помогайте друг другу. Желаю вам новых открытий.
Дети сами работают. Дедушка Знай, по необходимости оказывает помощь, советует, интересуется результатами.
Дедушка Знай: уважаемые коллеги! Прошу вас собраться на ученый совет. Расскажите, чем вы занимались? Что узнали нового?
Рабочие листы предоставляются детям на выбор по их желанию к опытам:
1. Сколько ложек песка в стакане?
2. Измерение времени делами.
3. Рекордный вес. Что такое масса?
Задание 4
Угадайка
Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Материалы : предметы одинаковой формы и размера из разных материалов : дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.
Описание: перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу).
Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.
Игра «Угадайка» - из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (от того, из какого материала он сделан).
Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый 9 у тяжелого предмета звук от удара громче).
Также они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больше).