Анна Снежицкая
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Снежицкая, А. В. ,
Детский сад № 111 ОАО «РЖД»,
г. Саратов
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в обучении дошкольников, поскольку оно обуславливает не только усвоение системы родного языка, но и открывает широкие коммуникативные возможности, способствует адаптации ребенка среди сверстников. Овладение родным языком невозможно без усвоения лексики, грамматической структуры языка. Скудность словарного запаса, трудности в построении собственных высказываний, а также в понимании сложных грамматических конструкций в речи окружающих – всё это создает пространство для непрерывной работы, направленной на речевое развитие в частности и личности ребенка в целом. Таким образом, обогащение и развитие словаря, его закрепление и введение в речь, а также совершенствование грамматического строя речи занимают значительное место в общей системе речевой работы.
Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Представленные ниже упражнения ставят своей целью обогащение словаря детей (младший дошкольный возраст) новыми словами, а также развитие грамматического строя речи. В связи с поставленной целью, выдвинуты следующие задачи:
1. обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии»;
2. развивать связную речь;
3. стимулировать потребность в общении, развивать социальную перцепцию;
4. воспитывать интерес и уважение к профессиям.
Рассмотрим упражнение, направленное на обогащение и активизацию словаря по лексической теме «Профессии». Дети рассматривают изображения с представителями различных профессий, ниже представлены предметы, относящиеся к данным профессиям. Педагог называет каждого специалиста отдельно, задача детей — определить, какие атрибуты/предметы подходят каждому из них. Речевым материалом в данном случае служат понятия: повар, врач,воспитатель, продавец, бухгалтер, водитель, диспетчер, машинист, билетный кассир и др.
Из анализа методической литературы видно, что формирование словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:
1. единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления);
2. целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия;
3. наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности;
4. единство реализации задач словарной работы на занятиях и в свободное время.
После ознакомления детей с новыми словами для успешного введения их в речь можно использовать составление рассказа по серии сюжетных картин. Педагог предлагает детям установить связи между картинами, выделить сюжетную линию. Стоит отметить, что составление рассказа с опорой на сюжетные картины способствует не только развитию грамматического строя речи, но и развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, что в свою очередь способствует гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка, повышает его мотивацию к обучению. В качестве закрепления дошкольникам предлагается прослушать записанную на диктофон аудиозапись составленного одним из детей рассказа с последующим разбором и рефлексией.
После проведения этой работы рекомендуется включение в образовательный процесс игр-инсценировок, сюжетно-ролевых моделей для отработки и закрепления пройденного лексического материала.
Таким образом, развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников на примере лексической темы «Профессии» является важным направлением работы над речью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойченко Н. А. Cюжетно-ролевые игры дошкольников. – Киев. : Издательство «Радяньска школа», 2015. – 78 с.
2. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений, специалистов метод. и ресурс. центров, работников органов управления образованием / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 123 с.
4. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, М. : 2019, – 164 с.
5. Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение игры детей 2–4 лет [Текст] / А. Н. Харченикова / Современное дошкольное образование : новые форматы модернизации. Сборник научных статей (По материалам международной научнопрактической конференции). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства. 2015. — С. 203–208.