Сайфиева Ильвира
Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей. Речь дарит человеку широкие коммуникативные возможности, помогает формулировать мысли, взгляды и убеждения.
Публикация «Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ранний и дошкольный возраст является периодом бурного развития речи человека. Любое нарушение или задержка в ходе речевого развития ребенка непосредственно влияет на формирование его психики. Ребенок становится нерешительным, стеснительным, молчаливым, снижается процесс выражения эмоций, замедляется процесс развития воображения и восприятия. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе с общим недоразвитием речи различного уровня. Очень важно начать комплексную коррекционную работу как можно раньше, пока речевые дефекты окончательно не сформировались и не закрепились на уровне коры головного мозга.
Одним из наиболее распространённых нарушений речи является общее недоразвитие речи (ОНР). Впервые термин ОНР применила доктор педагогических наук, профессор Р. Е. Левина для обозначения различных сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, грамматики, лексики) при нормальном слухе и интеллекте.
Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием его психических процессов, а также с развитием фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, расширения контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Лексико-грамматический строй речи детей с ОНР III уровня имеет следующие особенности: расхождение объема активного и пассивного словарь; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; отмечаются аграмматизмы; пропуск членов предложения в предложении; неправильный порядок слов; отсутствие сложноподчиненных конструкций.
Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводят по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; уточнение значения слова; расширение семантики слова; организация семантических полей лексической системы; активизация словаря, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Список использованной литературы
1. Волкова Л. С. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1985. – 112 с.
4. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учебно - методическое пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц. -полит, журн., 1994. – 187 с.