Елена Деревягина
Развитие конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.
Ведь именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Развитие конструктивно-модельной деятельности во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
В этот период нервно-психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта. Движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Характерными особенностями детей раннего возраста является :
Активно развивающееся восприятие, мышление, память и другие познавательные способности.
Внимание у малышей пока непроизвольное.
Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние.
Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы.
В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников.
Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов.
Развивается игра; она ведёт к развитию общения.
Мышление у малышей наглядно – действенное,
а предметная деятельность является ведущей.
Конструктивно-модельная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста.
Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом мы знакомим детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Учим сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживаем желание строить что-то самостоятельно. Способствуем пониманию пространственных соотношений.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Учим пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, со- размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.)
Конструктивно-модельная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходитпуть от игрового манипулирования и условного
использования материала к функциональному его применению.
Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).
Значение конструктивно-модельной деятельности в развитии детей раннего возраста.
Формируется познавательный интерес.
Активизируется физическое развитие.
Активизируется сенсорное развитие (целенаправленным становится
зрительное восприятие).
Развивается практическое экспериментирование.
Формируется потребность в общении.
Развивается активная речь.
Расширяется словарный запас.
Развиваются внимание, память.
Развивается обобщение.
Появляется самостоятельность, инициативность.
Аккуратность.
Бережливость.
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство,
(загородка, забор, домик,
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Таким образом мы можем смело сказать, что конструктивно-модельная деятельность является средством всестороннего развития ребёнка раннего возраста.