Светлана Луханина
Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей:
«Развитие коммуникативных умений
во время утреннего сбора детей в детском саду»
Подготовила: Луханина Светлана Николаевна,
воспитатель ГБОУ Гимназии № 196
(дошкольное отделение)
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербург
Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста происходит под влиянием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разных видов деятельности.
Публикация «Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико: во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во-вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем возможен переход в асоциальные формы поведения. Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Главными являются умения и навыки речевого общения, применяемые к различным ситуациям. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте, ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать (А. Г. Арушанова).
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Технология "Утренний круг" или "утренний сбор" – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время (Н. Василишин).
Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор :
• развивает толерантное отношение к людям;
• формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
• позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Утренний сбор позволяет приобрести необходимые навыки свободного и непринужденного общения, начать новый день с положительными эмоциями, каждый раз интересно и каждый раз по-разному. Как правило, большинство родителей с большим интересом относятся к таким формам работы, потому что они больше всего заинтересованы в сохранении психического здоровья своих собственных детей. Дети учатся эффективно общаться, слушать и слышать друг друга, задавать вопросы и отвечать на них, дружить, быть толлерантными и уважать мнение другого, радоваться за друзей.
Педагог придерживается определенной структуры утренней встречи, которая включает в себя: приветствия, обмен информацией, групповые игры, ежедневные новости, составление плана дня.
Приветствие. Все дети приветствуются и понимают, что они являются важными членами группы. Дети собираются в круг со своим воспитателем, все обращаются друг к другу по имени, что помогает создать атмосферу дружбы. Приветствия создают спокойное и развлекательное настроение. Предлагаем использовать много приветствий, таких как:
1. Приветствия в стихотворной форме.
2. Приветствия разных стран.
3. «Хай-файв» (приветствие, когда один человек хлопает поднятой ладонью в ладонь другого человека)
4. Добавьте такие жесты, как рукопожатия, помахивание рукой или инструкции, такие как "Встаньте, когда услышите свое имя".
5. Приветствия с комплиментами, пожеланиями.
6. Приветствия с рекомендациями: "Это моя подружка Даша. Ей пять лет. Она любит играть в мяч и танцевать ".
7. Игра "Я рад, Танечка, что ты здесь…».
8. Игра «Приятные пожелания».
9. Игра с мячем «Доброе утро, Аринка!
Обмен информацией - следующий этап утреннего сбора. Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Дети выражают свои мысли, обмениваются идеями, предлагают важные темы для обсуждения. Дети в группе узнают больше друг о друге. Обмен информацией позволяет научиться уверенно говорить и слушать. Каждый ребенок задает вопросы или комментирует, а тот, кто говорит, реагирует, обращаясь к сверстникам.
Благодаря практике обмена информацией, ребята знакомятся с определенными понятиями. Они осваивают навыки поисковой деятельности. Важным событием является пребывание детей в «авторском кресле». Дети делятся информацией, подготовленной по конкретной теме. Они рассказывают о событиях из своей жизни, о своих родственниках, домашних питомцах, делятся своими радостями, проводят презентации творческих работ.
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
-отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
-обогатить и активизировать свой словарь;
-формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Игра – следующий этап. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Группа создает ощущение единства, радости посредством исполнение песен, участие в играх, беседах. Лишенные элементов соперничества игры и непосредственная деятельность учитывают индивидуальный уровень развития определенного мастерства у участников. Такие игры в основном связаны с темой, которая в настоящее время изучается, например, "Краски Осени", "Мамины помощники" или "Кто о нас заботится".
Это могут быть словесные дидактические игры «Где мы были не скажем, а что делали покажем», «Согласен – не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить «да» и «нет»», «Бывает – не бывает», или подвижные игры, содержащие диалоги «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Карусель», «Два Мороза», которые обучают летей коммуникативным умениям. Основная цель игр состоит в том, чтобы весело провести время, создавая при этом чувство общности. Воспитатели выполняют такие задачи, как:
- побуждать детей смеяться;
- содействовать сотрудничеству и общему решению проблем;
- расширять репертуар песен и стихотворений;
- поддержка непосредственной образовательной деятельности;
- развивать физическую координацию, ловкость и выносливость.
И заключительным этапом утреннего сбора является Составление плана дня. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. Это может быть презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
Таким образом, для педагогов утренний сбор – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций. Использование разнообразных методов и приемов развития диалогической речи во время утреннего сбора позволяет реализовать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.