Лучший педагог года

Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду

Светлана Луханина
Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей:

«Развитие коммуникативных умений

во время утреннего сбора детей в детском саду»

Подготовила: Луханина Светлана Николаевна,

воспитатель ГБОУ Гимназии № 196

(дошкольное отделение)

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста происходит под влиянием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе разных видов деятельности.

Публикация «Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду» размещена в разделах

Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико: во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во-вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем возможен переход в асоциальные формы поведения. Коммуникативная компетентность предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Главными являются умения и навыки речевого общения, применяемые к различным ситуациям. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте, ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать (А. Г. Арушанова).

В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.

Технология "Утренний круг" или "утренний сбор" – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время (Н. Василишин).

Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор :

развивает толерантное отношение к людям;

• формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;

• позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Утренний сбор позволяет приобрести необходимые навыки свободного и непринужденного общения, начать новый день с положительными эмоциями, каждый раз интересно и каждый раз по-разному. Как правило, большинство родителей с большим интересом относятся к таким формам работы, потому что они больше всего заинтересованы в сохранении психического здоровья своих собственных детей. Дети учатся эффективно общаться, слушать и слышать друг друга, задавать вопросы и отвечать на них, дружить, быть толлерантными и уважать мнение другого, радоваться за друзей.

Педагог придерживается определенной структуры утренней встречи, которая включает в себя: приветствия, обмен информацией, групповые игры, ежедневные новости, составление плана дня.

Приветствие. Все дети приветствуются и понимают, что они являются важными членами группы. Дети собираются в круг со своим воспитателем, все обращаются друг к другу по имени, что помогает создать атмосферу дружбы. Приветствия создают спокойное и развлекательное настроение. Предлагаем использовать много приветствий, таких как:

1. Приветствия в стихотворной форме.

2. Приветствия разных стран.

3. «Хай-файв» (приветствие, когда один человек хлопает поднятой ладонью в ладонь другого человека)

4. Добавьте такие жесты, как рукопожатия, помахивание рукой или инструкции, такие как "Встаньте, когда услышите свое имя".

5. Приветствия с комплиментами, пожеланиями.

6. Приветствия с рекомендациями: "Это моя подружка Даша. Ей пять лет. Она любит играть в мяч и танцевать ".

7. Игра "Я рад, Танечка, что ты здесь…».

8. Игра «Приятные пожелания».

9. Игра с мячем «Доброе утро, Аринка!

Обмен информацией - следующий этап утреннего сбора. Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого. Дети выражают свои мысли, обмениваются идеями, предлагают важные темы для обсуждения. Дети в группе узнают больше друг о друге. Обмен информацией позволяет научиться уверенно говорить и слушать. Каждый ребенок задает вопросы или комментирует, а тот, кто говорит, реагирует, обращаясь к сверстникам.

Благодаря практике обмена информацией, ребята знакомятся с определенными понятиями. Они осваивают навыки поисковой деятельности. Важным событием является пребывание детей в «авторском кресле». Дети делятся информацией, подготовленной по конкретной теме. Они рассказывают о событиях из своей жизни, о своих родственниках, домашних питомцах, делятся своими радостями, проводят презентации творческих работ.

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

-отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;

-обогатить и активизировать свой словарь;

-формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Игра – следующий этап. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Группа создает ощущение единства, радости посредством исполнение песен, участие в играх, беседах. Лишенные элементов соперничества игры и непосредственная деятельность учитывают индивидуальный уровень развития определенного мастерства у участников. Такие игры в основном связаны с темой, которая в настоящее время изучается, например, "Краски Осени", "Мамины помощники" или "Кто о нас заботится".

Это могут быть словесные дидактические игры «Где мы были не скажем, а что делали покажем», «Согласен – не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить «да» и «нет»», «Бывает – не бывает», или подвижные игры, содержащие диалоги «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Карусель», «Два Мороза», которые обучают летей коммуникативным умениям. Основная цель игр состоит в том, чтобы весело провести время, создавая при этом чувство общности. Воспитатели выполняют такие задачи, как:

- побуждать детей смеяться;

- содействовать сотрудничеству и общему решению проблем;

- расширять репертуар песен и стихотворений;

- поддержка непосредственной образовательной деятельности;

- развивать физическую координацию, ловкость и выносливость.

И заключительным этапом утреннего сбора является Составление плана дня. Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.

Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. Это может быть презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Таким образом, для педагогов утренний сбор – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций. Использование разнообразных методов и приемов развития диалогической речи во время утреннего сбора позволяет реализовать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект утреннего группового сбора по теме «Рыбы». Старшая группа.Конспект утреннего группового сбора по теме «Рыбы». Старшая группа. Утренний сбор на тему "Рыбы" 1. Приветствие: Рыбка в гости к нам спешила, поиграть с нами решила. Рыбку вы передавайте, утра доброго желайте.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулкиРазвитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Создание тематического панно для «Утреннего сбора»Создание тематического панно для «Утреннего сбора» Панно «У мудрых совят». Утренний сбор является универсальным средством для организации жизнедеятельности детей в группе детского сада.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 12:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных умений во время утреннего сбора детей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Луханина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД