Елена Митюнина
Развитие коммуникативных умений и творческих способностей у дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М. И. Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Большой вклад в изучение проблемы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста внесли отечественные учё ные: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. В. Усова, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Эльконин и др.
Публикация «Развитие коммуникативных умений и творческих способностей у дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения, формирования коммуникативных умений через сюжетно-ролевую игру у детей дошкольного возраста остаётся актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности.
Формирование коммуникативных умений влияет на общее психическое развитие ребёнка - развитие его познавательной деятельности, совместную деятельность детей (сюжетно-ролевую игру). Эти умения являются источником дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. В иге формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребёнка, поэтому являются важным средством воспитания и развития ребёнка.
В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Поэтому одно из ведущих мест в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает игра. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Среди отечественных исследователей феномена игры следует назвать А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Д. Б. Эльконин и др.
Предполагается, что именно игровая деятельность является эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Цель развития коммуникативных умений - это развитие коммуникативной направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Развитие коммуникативных умений обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом. Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений
В качестве одного из средств формирования коммуникативных умений выступает сюжетно-ролевая игра. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника - игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку. Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.
Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Эта сфера жизни ребёнка хорошо изучена специалистами в области педагогики, возрастной физиологии, психологии.
Дошкольный ребёнок-человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. В процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются дружеские взаимосвязи, что способствует объединению в коллектив.
Именно сюжетно-ролевая игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества.
Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.