Воронова Наталья
Конспект занятия «Добро и зло в нашей жизни» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию понятия “доброта”. Формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств. Формировать доброжелательные дружеские отношения между детьми, навыки общения друг с другом.
Задачи:
• Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
• Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать
простые умозаключения и выводы.
• Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.
Темочки:
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: “сердечко”, аудиозапись “Песня о добре”, картинки с изображениями детей, совершающих хорошие и плохие поступки, мультимедийная установка, презентация – изображения сказочных персонажей, парные картинки, макет дерева, сердечки, цветные карандаши.
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей, а в какой, вы узнаете, когда послушаете песню.
(Дети слушают песню о добре)
- Ребята, о чем эта песня? (о добре)
- Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (объяснение детей, как они понимают это слово).
- Правильно! Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!
- Какого человека можно назвать добрым?
- Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?
Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим, уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.
- Какого человека можно назвать злым?
- Правильно! Злой человек – это тот, кто намеренно делает плохое окружающим. Это сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Злые люди сами от этого страдают, и с ними никто не хочет дружить.
- Пойдемте с вами в музей “Панорама добрых дел” (в музее детей встречает экскурсовод).
- Наша первая комната называется “Вежливые слова”.
- Какие “вежливые слова” при встрече с другими людьми мы говорим (здравствуйте, доброе утро, добрый день).
- А какие слова мы говорим при расставании? (до свидания, до скорой встречи).
- А если мы хотим попросить прощения? (простите меня, пожалуйста, извините).
- А если мы благодарим кого-то? (спасибо).
- В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили: “Спаси вас Бог”. “Спаси Бог” превратилось в короткое “Спасибо”. Забывать это слово не стоит. Есть даже пословица “Своего спасибо не жалей!”.
Игра “Радуга вежливых слов”
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1. Выглянет солнышко, спрячется тень, если с улыбкой сказать …. (добрый день)
2. Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь… (здравствуйте)
3. Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим… (прости, пожалуйста)
4. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого …. (спасибо)
5. Уходя, обернись на прощанье. Что ты должен сказать?. (до свиданья)
6. Встретив друга, наш сосед говорит всегда…. (привет).
Не забывайте волшебные слова говорить, они вам будут очень помогать в жизни.
- Давайте с вами пройдем сейчас в комнату комплиментов. Встанем все в кружок и будем передавать друг другу сердечко и говорить добрые и ласковые слова.
Игра “Комплимент”
- Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Очень важно вовремя сказать человеку добрые и ласковые слова, поддержать его в трудную минуту. И, конечно, нельзя говорить плохие слова. Они очень мешают людям жить в мире и согласии.
- Давайте с вами пройдем в следующую комнату, которая называется “Добрые и злые поступки” (дети рассматривают иллюстрации и дают им оценки).
Игра “Хорошо - плохо”
- Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.
Плохо
Порвал
Обидел
Поссорился
Отобрал
Толкнул
Ударил
Разрушил
Сломал
Хорошо
Защитил
Проведал
Обогрел
Помог
Поделился
Успокоил
Развеселил
Накормил
- Следующая комната называется “В мире сказок”. Здесь живут сказки и притчи. Все присаживайтесь и слушайте притчу.
Притча о Добре и Зле
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: “Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”. Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.
- Эта притча учит нас не отвечать на зло злом. Если вас обидели, ударили или отняли игрушку, не надо ругаться и драться. Можно спокойно поговорить и объяснить, что так делать не надо. Это неправильно! Наоборот, отплатить добром! Сказать добрые слова, и вам добро вернется обратно.
Игра “Сказочный герой – добрый или злой?”
- Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.
На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк, Доктор Айболит.
Динамическая пауза
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде.
В улыбке доброй и рассвете,
В мечте и ласковом привете,
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злого в нем.
- Следующая комната называется “Игровая”.
Игра “Парные картинки”
(Дети берут по картинке и должны найти свою пару: война – мир, вражда – дружба, ненависть – любовь, лень – труд, жадность – щедрость, печаль – радость, страх - смелоcт).
- Ребята, жадность, ненависть, печаль, гордыня –это пороки, от которых надо избавляться. Быть злым, трусливым, всех бить и обижать нельзя. С такими людьми никто не будет дружить.
Игра “Превращение слов”
Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.
Злой - Добрый
Жадный – щедрый
Грубый - вежливый
Жестокий –ласковый
Лживый - правдивый
Невоспитанный – вежливый
Ленивый – трудолюбивый
Сердитый – дружелюбный
Равнодушный- Заботливый
- Ребята, давайте пройдем в комнату “Творческая мастерская”. Предлагаю вам из сердечек сделать дерево добра (дети раскрашивают сердечки и делают из них дерево добра).
- Посмотрите, какое у нас получилось дерево добра!
- А теперь, ребята, послушайте пословицы и поговорки о доброте:
Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.
Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем.
Любую болезнь лечит доброе слово.
Доброе дело делай смело.
Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом.
Где добрые люди, там беды не будет.
Итог занятия: Наша экскурсия подошла к концу. Я хочу вам пожелать всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружелюбными.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, вернемся в детский сад и вспомним, что вам больше всего понравилось в музее (дети вспоминают, что им понравилось).
- Ребята, чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой, починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т. д.)
Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.
Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?
- Каждый человек выбирает себе путь, по которому он пойдет. И я вам желаю выбрать путь добра и любви.