Александра Молчанова
Педагогические кейсы «Взаимодействие в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс 1
Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.
«Сиди уж и помалкивай, старая, тебя не спрашивают» — эту фразу часто произносит мама, а девочка ее повторяет.
Вопросы:
Темочки:
1. Имеют ли место в описанной ситуации педагогические ошибки взрослого?
2. Анализ возможных результатов подобного процесса воспитания детей.
3. Какими должны быть действия взрослого для изменения ситуации?
Кейс 2
Лена (4 года): Бабушка, я помогу помыть посуду, можно? Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни.
Вопросы:
1. Имеют ли место в описанной ситуации педагогические ошибки взрослого?
2. Анализ возможных результатов подобного процесса воспитания ребенка.
3. Какими должны быть действия взрослого для изменения ситуации?
Кейс 3
Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.
Вопросы:
1. Имеют ли место в описанной ситуации педагогические ошибки взрослого?
2. Анализ возможных результатов подобного процесса социально-коммуникативного развития детей.
3. Какими должны быть действия воспитателя для изменения ситуации?
Кейс 4
Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать!
– Нет, мама будет довольна, – ответил мальчик. – Она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».
Вопросы:
1. Имеют ли место в описанной ситуации педагогические ошибки взрослого?
2. Анализ возможных результатов подобного воспитания детей.
3. Какими должны быть действия взрослого для изменения ситуации.
Кейс 5
«Если за шестилетним Мишей в детский сад приходит отец, то мальчик быстро убирает свои игрушки, самостоятельно одевается и спокойно идет домой. Иная картина, когда за ним приходит мать. Она подолгу ждет сына, так как тот не торопится оставить группу, продолжает играть с ребятами. Часто требует, чтобы его одевала мама. Случается, капризничает: «Почему ты пришла, а не папа?»
Воспитательница, подметив такую двойственность в поведении мальчика, решила побеседовать с ним. Спросила: «Как прошел выходной? Где и с кем ты был?» Миша рассказал, что они с отцом ездили к бабушке.
— А мама тоже ездила с вами к бабушке?
— Нет. Мама дома осталась, у нее много работы было! — сказал он.
Вечером за Мишей пришел папа. Зашел разговор о сыне, о вчерашней поездке. Как бы между прочим воспитательница спросила, а мама, мол, довольна поездкой?
«— Мама осталась дома, — ответил отец, — она у нас не очень-то расторопна, дела свои доделывала», — сказал отец с чуть скрываемым раздражением в присутствии сына.
— Да, она у нас копуша! — подхватил мальчик».
Вопросы:
1. Имеют ли место в описанной ситуации педагогические ошибки взрослого?
2. Анализ возможных результатов подобного процесса воспитания ребенка.
3. Какими должны быть действия взрослого для изменения ситуации?