Юлия Гарина (Орлова)
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В.
1 слайд.
Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности.
Орлова Юлия Владимировна, воспитатель детского сада «Колокольчик».
Мое педагогическое кредо: Не рядом, и не над, а вместе!
2 слайд.
Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, данная тема актуальна и на современном этапе, так как формирование коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным законом общества – формирование социально развитой личности ребенка.
Театрализованная деятельность как фактор формирование коммуникативных способностей, ребенка позволяет создать условие для достижения ребенком, целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
3 Слайд
Для того, чтобы качественно подойти к решению данной проблемы, мной были изучены работы выдающихся педагогов:
А. С. Выготский : Отмечал переход к творческой деятельности. Ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действиям, воплощать свои замыслы – это проявляется во всех видах деятельности, прежде всего в театральной. Детей привлекает внутренняя эмоциональность, насыщенность литературных сюжетов, конкретных активных действий персонажей. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
А. Н. Леонтьев говорил: «Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».
Л. В. Петрова говорила: «Пантомимика является ведущим изобразительным средством, а образ рождается из действий персонажа, мимики и содержание реплик, это дает простор для творческого преобразования сюжета».
Л. С. Фурмина дает такое определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных одним замыслом».
М. И. Лисина рассматривала: «Общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие, где постепенно формируются коммуникативные способности».
Ее исследование показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми важно перед собой такую задачу, воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
В среде коллег на интернет - форумах, я представляла проблему развития театрализованной деятельности. Внутри группы мы пришли к мнению, что чем разнообразнее и интенсивнее театральная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его коммуникативное развитие. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
4 слайд
В настоящие время, активно, внедряется, стандарт дошкольного образования. Это требует пересмотр подхода к образовательной деятельности и взаимодействию с ребенком. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
Современное общество нуждается в активной творческой личности, способной активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, из выше изложенного вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него коммуникативную инициативу, умение правильно сформировать свою мысль, правильно задавать и отвечать на вопросы, устанавливать контакт со взрослыми, так и сверстниками, разрешать конфликты мирным путем и в вежливой форме.
Педагоги сталкиваются с рядом затруднений, которые я в своей работе попыталась разрешить.
5 слайд
В своей работе я отдаю предпочтение научной школе Лисиной М. И и Фурминой Л. С, использую методические пособия:
Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М. : «Педагогика», 1998г.
Фурмина Л. С. «Театрализованная деятельность в детском саду», М. : ТЦ Сфера, 2009г.
По мнению Лисиной М. И и Фурминой Л. С, рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшие его условие. Театральная деятельность – это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. Они отмечали, что в процессе театральной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развивается психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- участие в театральной деятельности доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, (гиперссылка) разработала на основании программы ДОУ систему работы по развитию коммуникативных способностей по средствам театральной деятельности ….
6 слайд
Для развития коммуникативных способностей детей по средствам театральной деятельности была поставлена цель:
Цель: Создание условий для развития творческой личности, развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели мной были определены следующие задачи:
1. Совершенствовать представления детей о театре, его видах, атрибутах.
2. Способствовать развитию умения детей по налаживанию и регулированию контактов в совместной деятельности.
3. Совершенствовать выразительность речи у дошкольников.
4. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
7 слайд
Театральная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать, чувство прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке, прежде всего театральная деятельность – это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры.
Театральная деятельность положительно влияет на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
8 слайд:
При создании системы работы по развитию коммуникативных способностей посредством театральной деятельности были взяты следующие принципы:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей - принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год. Воспитательно -образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
- Принцип интеграции – содержание театрализованной деятельности взаимосвязана с другими разделами основной программы детского сада детей в детском саду.
- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Принцип стабильности - предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющиеся в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы.
- Принцип активности – самостоятельности, возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
- Принцип результативности – предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме.
9 слайд
В своей работе с детьми я применяю много разнообразных методов и приемов. Работая с детьми по формированию коммуникативных способностей по средствам театральной деятельности, я заметила, что успешны такие приемы и методы как словестный, наглядный, игровой, метод моделирование ситуации, практический. (Гиперссылка).
Словестный метод – используется для того, чтобы передать, поделиться информацией ( были организованы такие беседы как: «Что такое театр?», «Как вести себя в театре?», «Профессии людей работающих в театре» и т. д, высказывание предложений детьми, обсуждений, чтение художественной литературы – знакомство с литературными произведениями и сказками «Лисичка сестричка и волк», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др) – это метод тесно взаимосвязан с другими методами и приемами.
Наглядный метод – используется для передачи информации с помощью рассматриваний иллюстраций, презентаций, мультфильмов, диафильмов, наблюдений. Благодаря рассматриванию у детей формируется интерес окружающей жизни, учатся концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки
( были организованы такие просмотры презентаций: «Мы идем в театр», «Виды театров», рассматривание иллюстраций: «Мир театральных профессий» и др)
Игровой метод – является ведущим видом деятельности помогает сконцентрировать внимание детей на решаемой задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
( ежедневно проводятся :
игры и упражнения на развитие речи : «Воробушки и автомобиль», «Мышки», «Ровным кругом», «Карусель» и др.)
игры и упражнения на развитие мимики и жестов : «Эмоции людей», «Весело и грустно», «Разные ладошки», «Ох, ох что за гром?», «Самолеты загудели» «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Зеркало» и др;
игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей : «Давайте познакомимся», «Мы друзья», «Назови ласково», «Веселый паровозик», «Пожалей котенка», «Зайчики и лиса», «Платочки» и др;
артикуляционная гимнастика: «Киска сердиться» - улыбнуться рот открыть в нижние зубы и верхние зубы, «Маляр», «Часики», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели» и др; Проговаривание скороговорок, чистоговорок для отрабатывания трудных звуков. Различные пальчиковые игры:).
Метод моделирование ситуации – является основой для практического метода, предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуации : «Веселые зверята», этюды сказка: Лисичка-сестричка и волк, в которых они будут осваивать способы художественно- творческой деятельности ( рисование: «Ладошки разных эмоций», «Мой любимый сказочный герой», «Дорожка для зайчика», лепка: «Зайчики», аппликация: «Теремок» и др;
Практический метод – основан на практической деятельности детей и формирует практические умения и навыки – это репицей, обыгрывание и инсценировка сказок.
(«Теремок», «Лисичка сестричка и волк» и др).
Именно такое многообразие методов и приемов позволяет развивать коммуникативные способности и творческую личность детей.
10 слайд
В группе созданы благоприятные условия и творческая среда для развития коммуникативных способностей детей посредствам театральной деятельности.
Были оформлены такие картотеки:
- игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей;
- словестные игры для развития общения;
- игры и упражнения на развитие навыков общения;
- артикуляционной гимнастики;
- скороговорок для детей;
Так же в группе имеется книжный уголок, где находятся знакомые детям книги, известных писателей, альбом: где дети наглядно знакомятся с тем или иным писателем, дидактические игры: «В гостях у сказки», «Любимые сказки», «Найди сказку для персонажа», «Тропинка сказок», где дети могут совершенствовать знания о литературных произведениях.
В нашей группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности и благодаря которому ребенок погружается в определенную среду, которая способствует развитию коммуникативных и творческих способностей детей дошкольного возраста. В уголке находятся различные виды театров : пальчиковый (веселые зверята, курочка ряба и др, перчаточный (теремок, зверьки и др, лопаточный (репка, теремок, курочка ряба и др, кукольный театр (маша и медведь, курочка ряба и др, настольный театр (теремок, заюшкина избушка, колобок и др, магнитный театр (3 поросенка, лисичка-сестричка и волк и др) различный маски, которые позволяет создать благоприятный климат для общения, обогащают активный словарь детей, учитываются дружеские привязанности между детьми. Развивается способ игрового общения : диалоги между персонажами, ролевыми действиями с учетом роли партнёра.
Систему работы по теме стараюсь строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении и оформлении атрибутов для театрального уголка, была приобретена художественная литература для детей.
11 слайд
Новизна опыта заключается в том, что работа по развитию коммуникативных способностей детей посредствам театральной деятельности идет комплексно по всем образовательным областям, в соответствии с образовательной программой ДОУ. (Гиперссылка)
В разработанной системе по теме, проходит интегрировано через разные формы и методы работы с детьми и охватывает все виды детской деятельности.
12 слайд
Для выявления, коммуникативных способностей детей, я провожу диагностику (использую рекомендации М. И. Лисиной и Н. П. Петровой при помощи дидактической игры и наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности).
…
Исследование по дидактической игре проводятся в индивидуальной форме.
(Гиперссылка) Коммуникативную активность, я оцениваю по следующим критериям.
- легко идут на контакт со взрослыми и детьми, устанавливают дружеские отношения со сверстниками;
- умеют связно и логично выражать свои мысли;
- образовывают новые слова по аналогии со знакомыми, понимают и правильно употребляют предлоги в речи;
- подробно рассказывают о содержании сюжетной картины; и др.
Из мониторинга коммуникативной активности по средствам театральной деятельности видно, что на начало учебного года (сентябрь) :
Сформированность коммуникативных способностей составляет – 3 человека;
Формируются– 7 человек;
Находятся в стадии формирования – 11 человек;
Моя работа еще не закончена, но была проведенная промежуточная диагностика
(на ноябрь месяц) по которой мы можем наблюдать что:
Сформированность коммун способ составляет – 5 человек;
Формируются – 10 человек;
Находятся в стадии формирования – 6 человек;
По сравнению с началом года кол-во детей :
С сфорсированностью коммуникативных способностей – увеличилось на 2 человека;
Формирование коммуникативных способностей – увеличилось на 3 человека;
Находящиеся в стадии формирования – уменьшилось на 5 человек;
Результат диагностики показывает, что положительная динамика в развитии коммуникативных способностей детей, присутствует.
13 слайд:
Свой опыт я транслировала на педсоветах, педчтениях внутри ДОУ с докладами:
«Система работы с воспитателя по развитию речи дошкольников», «Развитие речи детей дошкольного возраста», «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет», «Развитие связной речи дошкольников, через сюжетно-ролевую игру».
Своим опытом делюсь на международном образовательном портале МААМ. ru, где опубликовала конспекты Непрерырно образ деятел, Программу по взаимодействию с родителями, программа по саморазвитию и др. Так же учавствовала в международном фестивале педагогических работников: «Ярмарка педагогических идей», получила диплом лауреата. Мой опыт работы рекомендован начинающим воспитателям и имеющим опыт работы, а так родителям.
Таким образом: я пришла к выводу, что систематическая работа по развитию коммуникативных способностей детей через театральную деятельность способствует улучшению социльного статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений в социуме. Я считаю, что выбранное мной направление работы поможет детям улучшить степень речевого развития.
14 слайд:
Список литературы:
15 слайд:
Спасибо за внимани