Нифдалиева Татьяна
Развитие коммуникативных навыков у детей в раннем возрасте
▼ Скачать +Заказ
Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, передача информации при помощи языка, письменной речи.
Коммуникабельность – это умение находить общий язык с людьми. Это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа.
Коммуникативные навыки - это способность человека устанавливать контакт с другими людьми, правильно интерпретировать их речь, поведение и адекватно отвечать.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей в раннем возрасте» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости.
В то же время общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, чем общение с взрослым. От взрослого ребенок ждет оценки своих действий или информации. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. Общаясь с товарищами, он управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой.
Для ребенка третьего года жизни важным средством развития становится возможность понимать речь и говорить. Функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми. Начинает формироваться содержательное общение сверстников на равных, дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника; чутко отзываются на любое действие сверстника. Не будем забывать, что в раннем возрасте ребенок еще не умеет играть с кем-либо. В других детях он видит не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие игрушки. Поэтому появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет. Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, эгоцентризм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры.
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом. Только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме в разных примерных образовательных программах дошкольного образования были и до сих пор остаются нечеткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.
Какие же задачи социально-коммуникативного развития детей стоят перед воспитателем, работающим с детьми раннего возраста, вне зависимости от реализуемых в ДОУ Примерных образовательных программ дошкольного образования? Исходя из возрастных возможностей и особенностей, эти задачи можно сформулировать следующим образом:
Задачи к игровым упражнениям детей 1, 5-2 года:
1. Помогать детям преодолевать застенчивость, раскрепощаться.
2. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях.
3. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
4. Помочь осознать собственные чувства, эмоции.
5. Формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Учить распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
7. Формировать начальные навыки речевого этикета (поздороваться, попрощаться, поблагодарить, попросить, извиниться).
8. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
9. Формировать доверие и привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к сверстникам.
10. Предотвращать негативное поведение; обеспечивать каждому ребёнку физическую безопасность со стороны сверстников; формировать представления о нежелательных и недопустимых формах поведения.
11. Добиваться различения детьми запрещённого и нежелательного поведения («нельзя» и «не надо», вводить чё ткие нормы жизни группы: запрещать прибегать к насилию для разрешения конфликтов, разрушать продукты деятельности других детей, пользоваться личными вещами других без их согласия.
Задачи к играм детей 2-3 года :
12. Развивать эмпатию, навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми: умения договариваться, уступать, ждать своей очереди.
13. Формировать представление о равноправии как норме отношений со сверстниками.
14. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
15. Развивать активность, инициативность, самостоятельность.
16. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
Главное, что может сделать взрослый, чтобы ребенку было хорошо в детском саду – это научить его играть вместе с другими. Важно показать, что другой ребенок может быть не только конкурентом, но и партнером, что играть с ним гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
Использую следующие методики:
Методика И. А. Орловой.
Методика реализуется в шесть этапов:
1. Внимание к другому и игры в парах (сентябрь).
2. Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь).
3. Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь).
4. Игры с ведущими (январь-февраль).
5. Общие игры с предметами (март-апрель).
6. Игры-драматизации (май)
1-й этап: Внимание к другому и игры в парах (сентябрь).
Этот этап начинается с момента адаптации детей к детскому саду. Задача: организовать «встречу» детей друг с другом, помочь ребенку «увидеть» сверстника. Установлено, что дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо друг другу. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Действия педагога: расположить рядом с собой несколько детей (посадить кого-то на колени, если в этом есть необходимость, разговаривать с одним из детей, привлекая к нему внимание другого, предлагая посмотреть на его лицо, в глаза, назвать по имени. Примеры игр: «Рассмотри другого», «Сделай так же», «Ку-ку», «Делай как я», «Игрушечный телефон», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Коза рогатая», «Платочек», «Коготки-царапки», «Возьмемся парами» (ходьба парами).
2-й этап: Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь).
Данный этап является центральным этапом метода. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. На фоне сходства каждого ребенка ярко выступает его индивидуальность. Примеры игр: «Делаем, как Маша», «Ласковая цепочка», «Ниточка накручивается», «Догонялки», «Раздувайся пузырь», «Цветочки».
3-й этап: Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь).
Задача: научить ребенка принимать на себя ту или иную роль. В играх данного этапа важна роль взрослого, который организует игру, показывает определенные действия и учит их выполнять. Такие игры способствуют формированию волевых качеств личности ребенка. Примеры игр: «Солнышко и дождик», «Кот и мыши».
4-й этап: Игры с ведущими (январь-февраль).
Задача: учить детей к деловому сотрудничеству. Дети учатся действовать не одинаково, в соответствие с ролью — ведущий, участники. Многие малыши, оказавшись в роли ведущего, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий. Преодоление подобных внутренних барьеров является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности. .Давайте вспомним вместе подвижные игры и назовем их. Примеры игр: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «У печурки дремлет кот», «Бабушка Маланья»
1. 5-й этап: Общие игры с предметами (март-апрель).
Задача: научить детей совместным играм с использованием предметов; учить выражать свои желания и выслушивать желания другого, договариваться; учить видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, партнера по игре. Примеры игр: «Мячик катится по кругу», «Разберем и соберем (игры с пирамидкой, «Приходите на лужок», «Солнышко».
1. 6-й этап: Игры-драматизации (май)
Задача: погрузить детей в общие переживания; активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей сказок, рассказов. Игрушки лучше подбирать небольшие и обязательно соразмерные друг с другом.
Начать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом. Например, «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Мы рекомендуем использовать так же театр на фланелеграфе, (магнитный театр) который привлекает внимание детей и может использоваться в самостоятельной игровой деятельности.
Для успешной работы по реализации содержания данной методики необходимо соблюдать следующие правила:
• активное использование игр в режимных моментах (физкультминутка, прогулка, зарядка) в течение учебного года;
• разучивая новую игру, повторять уже знакомые игры;
• участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным;
• важно заинтересовать ребенка, вовлечь в игру, обратить внимание малыша на сверстников, чем они занимаются, рассказать, как интересно это делать вместе;
• не нужно заставлять ребенка четко выполнять предложенное задание, нужно поощрять инициативу малыша;
• нужно хвалить ребенка за любое выполненное действие
Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят — воспитатели и родители.
Планомерная работа по реализации поставленных задач социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в рамках представленных методик помогла сформировать у детей раннего возраста эмоциональное содержательное общение со взрослыми и сверстниками позволила добиться определенных результатов. Дети приобрели уверенность в себе, обогатили эмоциональную сферу через общение со взрослым и сверстниками, научились действовать в коллективе, договариваться, приобрели начальные знания о нормах и правилах поведения в обществе, учитывать интересы и чувства другого.