Елена Гущина
Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Окружающий развивающийся мир вокруг нас многообразен и интересен.
Каждый ребёнок с самого раннего детства открывает и расширяет его границы для себя, всеми доступными способами, и сколько бы способов ни было это означает одно – активное развитие исследовательского поведения.
Публикация «Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
Чем старше становится ребёнок, тем стабильнее удерживается интерес к исследованию явлений и предметов, что непосредственно влияет на стремление получить как можно больше новых знаний, впечатлений и естественно социального опыта.
В процессе поиска новых знаний и решений, ребёнок начинает идти по принципу «Я не знаю, но хочу знать», что формирует и определяет его как субъекта, у которого есть намерение, чтобы действовать, проявляя упорство для достижения поставленной цели. Важной ролью для активизации условий развития исследовательского поведения, является создание развивающей среды, создание поисковых ситуаций побуждающих действовать. При организации обязательно стоит учитывать, что исследовательское поведение не должно пониматься только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но как поиск и приобретение знаний самостоятельно осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества с взрослыми.
Рассмотрим же на примере. В нашей группе на одном из детских советов обсуждая темы для очередного совместного проекта, путём общего голосования детей была выбрана тема «Время, часы» С помощью модели трё х вопросов было зафиксировано:
- что дети знают о времени, о часах?
- что бы они хотели узнать? (Всегда ли люди умели определять время? Откуда появились первые часы? Были ли стрелки у первых часов? Как устроены современные часы? И кто такой часовых дел мастер)
- как будут узнавать? (прочесть в книгах, энциклопедии; посмотреть телепередачи и в компьютере; сходить в библиотеку; спросить у родителей и воспитателей)
Следуя своему интересу, и поставленным вопросам, ребята приступили к активному сбору информации:
- некоторые с родителями посетили библиотеку;
- совместно с детьми были просмотрены видеоролики о возникновении часов, о профессии – часовщик;
- изучали энциклопедии, где дети учились анализировать, выделять определённые признаки.
В процессе изучения данной темы дети составляли на листе бумаги формата А3, с использованием иллюстраций, фломастеров, карандашей и клея, интеллект-карту, которая состоит из трё х ветвей:
1 ветвь – виды часов;
2 ветвь – где используются часы;
3 ветвь – как устроены часы, часовой механизм;
4 ветвь – откуда появились часы;
Когда же была готова карта, дети были настолько увлечены, что предложили собрать коллекцию часов. В этом нам оказали помощь родители группы, некоторые из экспонатов были изготовлены самостоятельно детьми. А к экспонатам коллекции, ребята придумали «паспорта» в которых содержалась краткая информация о каждом предмете. Все иллюстрации к «паспарту» они рисовали сами.
По мере создания коллекции у детей была возможность самостоятельно выбрать, какой из видов часов они хотели бы представить. И изучив их совместно с родителями дома, презентовать его на детском совете.
В ходе совместной работы, дети узнали о малоизвестной профессии – часовщик.
Движимые собственным поиском, ребята, находили всё больше способов применения своих знаний, умений в использовании часов в режимных моментах:
- наблюдать за временем, когда пора готовиться к какой-либо деятельности; за тем, какой следует режимный момент далее;
В сюжетно – ролевых играх:
- «Путешествие во времени» - умение составлять план действий и действовать в команде;
- «Музей «Часы»- показать себя в роли гида по музею, развивая при этом умение строить правильную речь, высказывать своё мнение;
- «Мастерская часов»- знакомиться с новой профессией, рассказывать её особенности, умение определять части механизма часов;
- «Репортаж с фабрики часов»;
В спортивных играх, умение придумывать правила для новых игр, умение следить за временем:
- «Спортивный час»;
- спорт-батл «Успей за 1 минуту»;
- эстафеты «Самый быстрый»;
- «Спортивные часы»
Настольных - дидактических играх, построенные на сравнение, классифицировать и выдвигать гипотезы:
- «Угадай по признаку»
- «Напиши верное время»;
- «Игра в паре»;
- «Часы»;
- «Определяем время»
В свободное время у детей есть возможность самостоятельно придумывать настольные игры, находить нужный материал и атрибуты для игр.
В итоге проведенной работы, как показал опыт, большинство детей стали не только определять время, пользоваться часами, ценить время, но и умение выражать своё мнение, предлагать свои идеи, которые они могут воплотить совместно с другими.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что главное активно оказать поддержку в развитии детской инициативы в умении определять цели, и находить свои пути достижения. Ведь само понятие исследовательского поведения равно таким понятиям как: научение, интеллект, творчество, и имеет с ними непосредственную связь.