Лучший педагог года

Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста

Елена Гущина
Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Окружающий развивающийся мир вокруг нас многообразен и интересен.

Каждый ребёнок с самого раннего детства открывает и расширяет его границы для себя, всеми доступными способами, и сколько бы способов ни было это означает одно – активное развитие исследовательского поведения.

Публикация «Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Чем старше становится ребёнок, тем стабильнее удерживается интерес к исследованию явлений и предметов, что непосредственно влияет на стремление получить как можно больше новых знаний, впечатлений и естественно социального опыта.

В процессе поиска новых знаний и решений, ребёнок начинает идти по принципу «Я не знаю, но хочу знать», что формирует и определяет его как субъекта, у которого есть намерение, чтобы действовать, проявляя упорство для достижения поставленной цели. Важной ролью для активизации условий развития исследовательского поведения, является создание развивающей среды, создание поисковых ситуаций побуждающих действовать. При организации обязательно стоит учитывать, что исследовательское поведение не должно пониматься только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но как поиск и приобретение знаний самостоятельно осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества с взрослыми.

Рассмотрим же на примере. В нашей группе на одном из детских советов обсуждая темы для очередного совместного проекта, путём общего голосования детей была выбрана тема «Время, часы» С помощью модели трё х вопросов было зафиксировано:

- что дети знают о времени, о часах?

- что бы они хотели узнать? (Всегда ли люди умели определять время? Откуда появились первые часы? Были ли стрелки у первых часов? Как устроены современные часы? И кто такой часовых дел мастер)

- как будут узнавать? (прочесть в книгах, энциклопедии; посмотреть телепередачи и в компьютере; сходить в библиотеку; спросить у родителей и воспитателей)

Следуя своему интересу, и поставленным вопросам, ребята приступили к активному сбору информации:

- некоторые с родителями посетили библиотеку;

- совместно с детьми были просмотрены видеоролики о возникновении часов, о профессии – часовщик;

- изучали энциклопедии, где дети учились анализировать, выделять определённые признаки.

В процессе изучения данной темы дети составляли на листе бумаги формата А3, с использованием иллюстраций, фломастеров, карандашей и клея, интеллект-карту, которая состоит из трё х ветвей:

1 ветвь – виды часов;

2 ветвь – где используются часы;

3 ветвь – как устроены часы, часовой механизм;

4 ветвь – откуда появились часы;

Когда же была готова карта, дети были настолько увлечены, что предложили собрать коллекцию часов. В этом нам оказали помощь родители группы, некоторые из экспонатов были изготовлены самостоятельно детьми. А к экспонатам коллекции, ребята придумали «паспорта» в которых содержалась краткая информация о каждом предмете. Все иллюстрации к «паспарту» они рисовали сами.

По мере создания коллекции у детей была возможность самостоятельно выбрать, какой из видов часов они хотели бы представить. И изучив их совместно с родителями дома, презентовать его на детском совете.

В ходе совместной работы, дети узнали о малоизвестной профессии – часовщик.

Движимые собственным поиском, ребята, находили всё больше способов применения своих знаний, умений в использовании часов в режимных моментах:

- наблюдать за временем, когда пора готовиться к какой-либо деятельности; за тем, какой следует режимный момент далее;

В сюжетно – ролевых играх:

- «Путешествие во времени» - умение составлять план действий и действовать в команде;

- «Музей «Часы»- показать себя в роли гида по музею, развивая при этом умение строить правильную речь, высказывать своё мнение;

- «Мастерская часов»- знакомиться с новой профессией, рассказывать её особенности, умение определять части механизма часов;

- «Репортаж с фабрики часов»;

В спортивных играх, умение придумывать правила для новых игр, умение следить за временем:

- «Спортивный час»;

- спорт-батл «Успей за 1 минуту»;

- эстафеты «Самый быстрый»;

- «Спортивные часы»

Настольных - дидактических играх, построенные на сравнение, классифицировать и выдвигать гипотезы:

- «Угадай по признаку»

- «Напиши верное время»;

- «Игра в паре»;

- «Часы»;

- «Определяем время»

В свободное время у детей есть возможность самостоятельно придумывать настольные игры, находить нужный материал и атрибуты для игр.

В итоге проведенной работы, как показал опыт, большинство детей стали не только определять время, пользоваться часами, ценить время, но и умение выражать своё мнение, предлагать свои идеи, которые они могут воплотить совместно с другими.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что главное активно оказать поддержку в развитии детской инициативы в умении определять цели, и находить свои пути достижения. Ведь само понятие исследовательского поведения равно таким понятиям как: научение, интеллект, творчество, и имеет с ними непосредственную связь.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект познавательно-исследовательского занятия «Занимательная наука» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательского занятия «Занимательная наука» для детей старшего дошкольного возраста В преддверии Дня российской науки, предлагаю вам выполнить со своими воспитанниками один или несколько интересных опытов (из трех научных.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Летние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаЛетние игры исследовательского характера с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Наши помощники - книги. У каждого воспитателя с годами накапливается педагогическая литература. Не все книги, если можно так выразиться,.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 16:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гущина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД