Ольга Мамонова
Конспект познавательно-исследовательского занятия «Занимательная наука» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В преддверии Дня российской науки, предлагаю вам выполнить со своими воспитанниками один или несколько интересных опытов (из трех научных областей: физики, химии и биологии).
Физический опыт «Какой водой заморозить воду?»
Можно ли заморозить воду с помощью воды? Звучит неправдоподобно, однако, поверьте, это выполнимо.
Время: 20 минут.
Что потребуется:
• кастрюля;
• металлическая кружка;
• вода;
• пищевая сода;
• снег.
Опыт
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Опыт нужно выполнять в зимнее время. Наполните емкость, например кастрюлю, снегом и засыпьте его несколькими столовыми ложками пищевой соли. Не забудьте размешать. В полученную жидкость погрузите металлическую кружку с обыкновенной водой. Наблюдайте за тем, что происходит с водой в кружке.
Результат
Когда вы насыпали в снег несколько ложек обыкновенной пищевой соли, он быстро растаял. В кастрюле оказалась только вода. После того как вы поставили в нее кружку с обыкновенной водой, вода в кружке превратилась лед. Как такое возможно?
Объяснение
В ходе растворения соли в снегу произошли сложные физико-химические процессы, которые сопровождаются поглощением окружающего тепла. Температура образовавшегося раствора быстро понизилась до отметки приблизительно -20 0С. При такой температуре обычная вода, которая находилась в металлической кружке, мгновенно замерзла.
Химический опыт «Определение жесткости воды»
Возможно, вы замечали, что от качества воды зависит то, насколько мыло хорошо пениться и отмывает грязь. Давайте проведем эксперимент, который наглядно продемонстрирует, от чего это зависит и какая вода лучше.
Время: 25 минут.
Что потребуется:
• мыло;
• талая вода;
• водопроводная вода;
• минеральная вода;
• три одинаковых стеклянных стакана.
Опыт
Заполните стаканы водой, но разной. Например, в первый стакан налейте собранную дождевую воду либо полученную из растаявшего снега или инея из холодильника. Во второй стакан наберите обычную водопроводную воду. В третий - минеральную воду из бутылки. В отдельной посуде в горячей воде растворите немного мыла. Для удобства его можно настругать, чтобы получить мыльную стружку или хлопья. Мыльный раствор должен получиться концентрированным и прозрачным.
Далее приступайте к опыту. С помощью обыкновенной пипетки по каплям добавьте в первый стакан мыльный раствор. После каждой капли встряхивайте стакан и следите, не появилась ли пена. Не забывайте подсчитывать количество добавленных капель. Как только вы получите пышную и устойчивую пену, прекратите этот процесс. Переходите ко второму сосуду, затем - к третьему. Не забудьте записать полученный результат. Определите, в какой воде мыльный раствор пениться лучше: в дождевой, водопроводной или минеральной.
Результат
После проделанного эксперимента вы узнаете, что, для того чтобы появилась пена, больше всего мыльного раствора нужно добавить в сосуд с минеральной водой. Меньше всего - в сосуд с дождевой или талой. Почему получился такой результат?
Объяснение
В дождевой или талой воде практически отсутствуют растворенные примеси. Вода, полученная из этих источников, одна из самых чистых. В водопроводной и минеральной воде примеси есть - растворенные в ней соли. Вода с такими примесями называется жесткой (в ней плохо размыливается мыло, с минимальным количеством примесей - мягкой (в такой воде мыло пениться лучше всего).
Биологический опыт «Как растет корень?»
Как растут корни растений? Кажется, это слишком простой вопрос - конечно же вниз! Но как именно вниз: корень увеличивается по всей длине или растет только его кончик? Выполните этот опыт и узнаете ответ!
Время: 2 дня.
Что потребуется:
• два зерна фасоли;
• вода;
• блюдце;
• марля; стеклянная банка;
• объемом 1 литр;
• лист картона; лит бумаги;
• кусок плотной ткани;
• перманентный маркер;
• канцелярские булавки.

Опыт
Сначала прорастите зерна фасоли: положите их в блюдце с марлей т налейте немного воды. Через 2-3 дня появятся ростки, через 5 дней они достигнут нужной длины - примерно 2 сантиметра.
Возьмите стеклянную банку объемом 1 литр, наполните ее водой до уровня около 1 сантиметра. Из листа картона вырежете прямоугольник такого размера, чтобы он пометился в банку. Из куска плотной ткани вырежете прямоугольник такого же размера, с помощью канцелярских булавок закрепите его на картоне. По ткани ода будет подниматься вверх, к фасолинам.
На ростки проросших зерен, начиная от кончика, перманентным маркером нанесите 7-8 меток через каждые 1,5-2 миллиметра. Канцелярскими булавками проткните фасолины насквозь.
Вколите булавки в картон так, чтобы ростки находились над водой на высоте 3-4 сантиметра, вставьте картонку в банку. Накройте банк бумагой, поставьте ее на подоконник или стол (если вы выполняете опыт зимой).
Результат
Через 2 дня ростки стали длиннее. Если вы посмотрите, то увидите, что метки отодвинулись друг от друга, однако по-прежнему нанесены равномерно.
Объяснение
Опыт доказывает, что корень растет по всей длине (за исключением кончика) - точно так же растягивается резинка или увеличивается при надувании воздушный шар.
Уважаемые воспитатели, в опытах используются опасные для детей предметы (стеклянная посуда, пипетки, канцелярские булавки). Будьте внимательны! Данные опыты демонстрирует воспитатель. Дети являются наблюдателями. Так же ваши воспитанники делают выводы, приводят свои предположения, по окончанию опыта.
Список использованной литературы
1. Болушевский С. В. Большая книга научных опытов для школьников. - М. : Эксмо, 2014. - 272 с.