Татьяна Сазикова
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в играх-драматизациях
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в играх-драматизациях
Татьяна СазиковаРечь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи дошкольников в играх-драматизациях» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника :
-психофизические способности (мимика, пантомимика);
-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);
-речь (монолог, диалог);
-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей :
• словаря;
• грамматического строя;
• диалогической и монологической речи;
• совершенствованию звуковой стороны речи.
В играх драматизациях решаются следующие задачи: обогащение знаниями, умениями, навыками; развитие интереса к литературе и театру; развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления); развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение; формирование норм поведения; воспитание морально-волевых качеств личности; закрепление навыков правильной речи; усвоение богатства родного языка; усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации); активизация и пополнение словаря; совершенствование грамматического строя речи.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Использование в педагогической работе потешки и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра-и пожить, и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели начинают с младших групп-учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на интонацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в. лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
В средних группах продолжается работа по интонационной выразительности речи. Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голос»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью.
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки). Продолжается развитие монологической и диалогической речи : постановка спектаклей. Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию, коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
Видами игры-драматизации являются
- Имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста; основных эмоций человека;
- Инсценировки произведений;
- Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки (по текстам стихов и прибауток).
Игры—драматизации - прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра-эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы детей, дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.