Раиса Клименкова
Развитие интонационной речи в игре-театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Театр как один из самых доступных видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Театр - это средство эмоционально - эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба.)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни, и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
Занятия по театрализованной деятельности не только вводит в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!" - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Почему - то считается, что взрослым не до сказок: у них серьёзные дела и совсем нет времени на всякие небылицы. Но как привлекает реклама, в которой участвуют сказочные герои.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих способностей ребёнка, становление основ индивидуальности. А театр - один из самых доступных искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики, именно театр даёт возможность развить эмоциональную выразительность речи.
Театрализация - это импровизация, оживление предметов и звуков, а без речи театрализация не существует. Работая над интонационной выразительностью речи, также использую мимику, жесты, которые включаются в игры, упражнения, этюды.
-"Вожатый удивился"; "Солнышко вернулось"; "Зверята заболели"; "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"; "Гадкий утёнок"; - они являются мини - сценками, особое внимание при разыгрывании которых я уделяю позе, мимике, движениям участников сценки, делая особый акцент на проявления у них удивления, радости, печали, грусти. при этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребёнка участвовало всё тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь доказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.
Целесообразна и ролевая гимнастика, в которой детям предлагается рассказать известное стихотворение следующим образом:
- шёпотом;
- с пулемётной скоростью;
- как робот;
- как иностранец.
Эта работа не подходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театральной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей. Хотя для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса.
Прежде всего детей необходимо научить бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения "Игра со свечкой", "Мыльные пузыри").
Большое внимание нужно уделять работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это прекрасно тренируется на скороговорках и стихотворениях. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают научиться быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая "мячик" от пола. Постепенно темп убыстряется. Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:
- "Ручной мяч" - ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребёнка. Тот должен подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку т. д.
- "Змейка с воротцами" - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованными двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается.
- "Фраза по кругу" - дети, сидя по кругу, произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией.
- "Испорченный телефон" - играют две команды. Капитан получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний, который лучше и точнее произнесёт её вслух.
Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях.
Мышонку шепчет мать:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише.
Для большей выразительности используется такой прём, как придумывание историй (сказок)по опорным картинкам, придумывание конца к началу сказки. Использование различных упражнений - угадай, что я делаю; день рождения; поймай бабочку или муху от лица различных персонажей. Игры на развитие выразительности речи - исполнить песенку козы из сказки "Волк и семеро козлят", то от лица Козы, то от лица Волка.
Работа над этюдами и играми - импровизациями развивает многие качества, необходимые для развития интонации, выразительности, умение действовать в условиях вымысла и общения, реагировать на поведение партнёров.
Каждый ребёнок талантлив изначально, а театрализация даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Детям очень нравится играть, инсценировать, фантазировать. Дети уходят в мир сказки, они преображаются, когда играют.
Театрализованные игры активизируют мышление, тренируют память и образное восприятие, развивают фантазию и воображение, совершенствуют речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего - осознанно воспринимать мир и является средством общения невозможно.
С. Я. Рубинштейн писал: "Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.