Раиса Клименкова
Развитие интонационной речи в игре-театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Театр как один из самых доступных видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Театр - это средство эмоционально - эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба.)
Публикация «Развитие интонационной речи в игре-театрализации» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни, и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
Занятия по театрализованной деятельности не только вводит в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!" - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Почему - то считается, что взрослым не до сказок: у них серьёзные дела и совсем нет времени на всякие небылицы. Но как привлекает реклама, в которой участвуют сказочные герои.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих способностей ребёнка, становление основ индивидуальности. А театр - один из самых доступных искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики, именно театр даёт возможность развить эмоциональную выразительность речи.
Театрализация - это импровизация, оживление предметов и звуков, а без речи театрализация не существует. Работая над интонационной выразительностью речи, также использую мимику, жесты, которые включаются в игры, упражнения, этюды.
-"Вожатый удивился"; "Солнышко вернулось"; "Зверята заболели"; "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"; "Гадкий утёнок"; - они являются мини - сценками, особое внимание при разыгрывании которых я уделяю позе, мимике, движениям участников сценки, делая особый акцент на проявления у них удивления, радости, печали, грусти. при этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребёнка участвовало всё тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь доказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.
Целесообразна и ролевая гимнастика, в которой детям предлагается рассказать известное стихотворение следующим образом:
- шёпотом;
- с пулемётной скоростью;
- как робот;
- как иностранец.
Эта работа не подходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театральной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей. Хотя для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса.
Прежде всего детей необходимо научить бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения "Игра со свечкой", "Мыльные пузыри").
Большое внимание нужно уделять работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи. Всё это прекрасно тренируется на скороговорках и стихотворениях. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают научиться быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая "мячик" от пола. Постепенно темп убыстряется. Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:
- "Ручной мяч" - ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребёнка. Тот должен подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку т. д.
- "Змейка с воротцами" - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованными двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается.
- "Фраза по кругу" - дети, сидя по кругу, произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией.
- "Испорченный телефон" - играют две команды. Капитан получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний, который лучше и точнее произнесёт её вслух.
Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях.
Мышонку шепчет мать:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише.
Для большей выразительности используется такой прём, как придумывание историй (сказок)по опорным картинкам, придумывание конца к началу сказки. Использование различных упражнений - угадай, что я делаю; день рождения; поймай бабочку или муху от лица различных персонажей. Игры на развитие выразительности речи - исполнить песенку козы из сказки "Волк и семеро козлят", то от лица Козы, то от лица Волка.
Работа над этюдами и играми - импровизациями развивает многие качества, необходимые для развития интонации, выразительности, умение действовать в условиях вымысла и общения, реагировать на поведение партнёров.
Каждый ребёнок талантлив изначально, а театрализация даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Детям очень нравится играть, инсценировать, фантазировать. Дети уходят в мир сказки, они преображаются, когда играют.
Театрализованные игры активизируют мышление, тренируют память и образное восприятие, развивают фантазию и воображение, совершенствуют речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего - осознанно воспринимать мир и является средством общения невозможно.
С. Я. Рубинштейн писал: "Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.