Приложение МААМ

Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Дьячковская Юлияна
Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье дается характеристика речевых игр и упражнений, ее разновидности, структура и характеристика развития игры; выделены особенности применения речевых игр и упражнений в развитии речи детей. Предложен перечень игр, которые могут быть использованы в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, игровая деятельность, игра, дошкольный возраст, дидактическая игра, игровая коммуникация.

Публикация «Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное любознательное, эмоционально отзывчивое. И дошкольное учреждение как первая ступенька в образовании, уже представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, что должно объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Исходя из изложенного, можно отметить, что существует необходимость создания методических материалов для совершенствования путей речевого развития детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой коммуникации. Это позволяет считать данную проблему актуальной и востребованной на практике дошкольного образования.

Цель работы: развитие способностей детей через речевые игры и упражнения, систематическое использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- использование речевых игр и упражнений в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития – лексическую, грамматическую и связную;

- проведение речевых игр и упражнений в индивидуально-групповой работе на фронтальных занятиях;

- использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, шум с улиц, механические звуки. Но из-всех звуков, воспринимаемых ребенком, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целями общения его со взрослым, средством передачи различной информации и побуждения к действию.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова взрослых, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, он начинает также слышать и различать разные звуки родного языка, т. е. обращать внимание их звуковую сторону слова.

Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления – периода активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков, одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сперва ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К двум годам активный словарь у детей насчитывает около 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем годам они усложняются. Активный словарь достигает около 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психофизических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, а также его физическое (соматическое) состояние.

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально-личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить занятия в увлекательную игру.

Выполняя основные задачи образовательной программы, можно сказать, что речевое развитие детей и качество коррекционной работы наиболее успешнее там, где включается речевые игры и упражнения, т. к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое.

Использование речевых игр и упражнений при формировании элементарных представлений о строении речи способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других; при развитии общей моторики пальцев рук показываем пальчиковую гимнастику на основе речевых игр, а также физической минутки.

В коррекции звукопроизношения, способствуют выработке движений органов артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания. Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

- отработка правильного соотношения вдоха и выдоха;

- увлечение длительности речевого выдоха;

- воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах;

- развитие силы, высоты, модуляции голоса, расширение его диапазона, тембра;

- тренировка дикции;

- ритмические упражнения.

В качестве речевых упражнений используются следующие:

• повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков;

• повышение и понижение голоса при произношении сочетаний из двух и трех гласных звуков;

• пропевание знакомых мелодий без слов, с изменением высоты голоса.

I. Подготовительные игры.

Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание, затем определение направления звука.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т. е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

III. Дидактические настольные игры.

Игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования и активизации словаря, фразовой речи. Могут выступать, как основное занятие и как начало или конец занятия.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи

V. Игры - диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры сказать, кто как играл, почему что-то не получилось. Пусть старшие дети сами делают выводы, находят причину неудач. А после того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

Картотека речевых игр и упражнений

Игры по ознакомлению со звуковой стороной речи.

«Как звучит слово»

Цель: продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них, учить вслушиваться и самостоятельно находить слова сходные и разные по звучанию.

«В слове есть звуки»

Цель: показать, что слова звучат потому, что в них находятся звуки, звуки разные.

«Звучащее слово – следование одного звука за другим»

Цель: показать детям, что звуки в словах произносятся друг за другом в определенной последовательности.

Например:

«Назови первый звук»

«Слова длинные и короткие»

«Назови слово»

«Кто найдет короткое слово»

«Звуки в слове можно выделять»

Цель: научить детей слышать отдельные звуки внутри слове, самостоятельно подбирать и называть слова с определенным звуком»

Например:

«Придумай слово с заданным звуком»

«Назови это слово по-другому»

«Придумай слово на последний звук»

«Покажи картинку и слово»

«Рассели слова по домикам»

«Начало и конец слова»

Цель: показать детям, что слоги следует один за другим; в слове есть начало и конец.

Например:

«Конец слова за тобой»

«Отгадай слово»

«Слоги в слове звучат по – разному»

Цель: понимать, что слоги в слове звучать по-разному.

Например:

«Как звучат части в слове»

«Минутку учим говорить» (звучание частей слова)

«В слове есть ударение»

Цель: закреплять умение выделение слогов в слове, учить детей определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове»

Например:

«Что такое ударение»

«Куда положим палочку»

«Как зовут друзей»

Игры для развития речевого дыхания

«Пой со мной»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропеть на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э,, Y, Ы.

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!». наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У и постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

- Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!».

Можно устроить соревнования между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропеть на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы, И,, Y,Э.

Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А», «Э-Э-Э». А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О». Самолет в небе гудит: «У-У-У». А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы». Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Змейка»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выходе согласного звука Ш.

Ход игры: предложите детям поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

- Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!».

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

«Сдуй шарик»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получится шар. Затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой-шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. добирать воздух нельзя.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- организация систематической игровой деятельности приводит к активному включению всех детей в занятия и решению коррекционных задач;

-использование речевых игр и упражнений в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствуют улучшению (оптимизации) процесса коррекционного обучения.

Таким образом, детям интересны игры и упражнения, способствующие выработке навыков правильного произношения и развитию речи, и формирует у детей потребности в овладении речью.

Использованная литература:

1. Из опыта оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Саха (Якутия)/сост. Петрова А. Ф., Старостина А. В., Якутск, Дани-Алмас, 2015 г.

2. Абрамова Н. А., Иванова Н. Н., Куликовская Н. Э., Юдина И. А. Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, Прага, 2013 г.

3. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! – Ростов-на-Дону, 2000.

4. Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. – М., 1999.

5. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка – в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех».- М. : иНовая школа, 2000.- 160с.

6. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Москва, Айрис-пресс, 2017 г.

7. Михайлова С. В. Роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей с нарушением интеллекта (сборник сюжетно-ролевых игр для детей с ОВЗ, Вилюйск, 2015 г.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда Во время занятий с дошкольниками использую игры и упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Прежде всего используются такие.

Использование дидактического пособия «Досочки Сегена» в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование дидактического пособия «Досочки Сегена» в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возраста "Досочки Сегена" - один из видов развивающих игр. По своей сути это простой конструктор. Досочки представляют собой таблички разного цвета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2025 в 17:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование речевых игр и упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дьячковская Юлияна (УИ 1750429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД