Светлана Бутенкова
Доклад «Воспитание и развитие ребенка в игре»
▼ Скачать
Подготовил: Бутенкова С. Р., воспитатель; Мазавина Л. Ю., воспитатель.
Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Доклад „Воспитание и развитие ребенка в игре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические качества ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми- это творческие или сюжетно- ролевые. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя: в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра- отражение жизни. Здесь все «как будто понарошку». Но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка только игрушки, но любит их как живых; понимает, что он «неправдашный» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет! В игре дети выражают свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.
Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единственная цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра- важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду, дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет, для путешествия- автомобиль или автобус. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение.
Большинство игр отражают труд взрослых: дети подражают домашним делам родителей, работе воспитателей, врача, шофера, летчика и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре : «моряки» строят корабль, делают спасательные круги, «врачи» и «медсестры» «оборудуют» поликлинику. Иногда, в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартук и косынку, чтобы «печь» печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики; убирая участок- становится дворником.
В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников- рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке, по ходу игрового сюжета дети нередко поют, танцуют, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра- важное средство всестороннего развития детей и связана со всеми видами их деятельности, ей принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.
В своей работе мы используем разнообразные игры. Утром проводим дидактические игры, настольно- печатные, например, «Найди предметы», «Что сначала, что потом», «Найди пару», «Как сделать. Что взять с собой», «Все профессии важны». Эти игры воспитывают у детей усидчивость, внимание, мышление. Если берем новую игру, сначала сами показываем как в нее играть. А затем дети играют самостоятельно. Так же утром предлагаем сюжетно- ролевые игры «Больница», «Семья», «Путешествие по городу на автобусе», «Моряки». Показываем как надо вести себя в той или иной ситуации. Поощряем совместные игры детей, т. к они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог.
Совместную игру с детьми мы начинаем не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения-«расшатывания» уже известных; постепенно переводим детей к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок.
Утром так же проводим малоподвижные, хороводные игры: «Где флажок?», «Летает- не летает», «Съедобное несъедобное», «Угадай, кто позвал?», «Если нравится тебе…».
На прогулке проводим подвижные игры. Эти игры дети очень любят. Посредством этих игр вырабатывается ловкость, сила воли, гибкость, выдержка, дети закрепляют навыки бега, лазанья, прыжки. Дети знают много подвижных игр и организовывают их самостоятельно. Например, «Мыши в кладовой», «Не попадись», «Медведи и пчелы», «Гуси- лебеди», «Мы- веселые ребята», «С кочки на кочку», «Классы» и т. д.
Так же в своей работе используем народные игры «Краски», «Царь- горох», «Прятки» и т. д.
Во второй половине дня проводим строительные игры, конструкторские игры. В этих играх отражается деятельность окружающих взрослых. В строительных играх ребенку нравится сам процесс созидания, построенный объект захватывает. В свою очередь они дают толчок творческой игре.
На занятиях так же проводим игры. Игры делают занятие наиболее интересным. Такие игры способствуют развитию речи у детей. Например, «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Скажи наоборот» и т. д. Чтобы игры для детей представляли больший интерес, стараемся использовать больше атрибутов.
Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. В ней формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять.