Екатерина Пискунова
Развитие интеллектуальных способностей детей 4–5 лет в процессе игровой деятельности посредством конструктора Тико
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ стр. 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность стр. 4
Инновационность и педагогическая целесообразность стр. 4
Ожидаемые результаты стр. 4
Формы контроля и методы оценки стр. 4
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Структура стр. 5
Приемы работы с конструктором стр. 5
Методы и формы работы с детьми стр. 6
Этапы работы с конструктором стр. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (результаты апробации) стр. 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей 4–5 лет в процессе игровой деятельности посредством конструктора Тико» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Тико-конструктор
- Темочки
Методическая разработка по конструктивной деятельности «Тико-Почемучки» имеет познавательное направление и включает описание системы работы с использованием конструктора ТИКО для детей 4-5 лет.
Конструктор ТИКО, как один из видов конструкторов в увлекательной и занимательной, форме способствуют развитию у детей навыков пространственного мышления в плане математической подготовки, а так же общего интеллектуального развития.
Данный материал может быть использован для организации образовательной деятельности в детском саду : индивидуальной, подгрупповой работы с детьми.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и обеспечивает поддержку детской инициативы, высокую степень индивидуализации, самостоятельности и успешности детей на данном этапе развития.
Материал может быть использован в массовой практике и адресован педагогам дошкольных организаций.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать, но нужно принимать
меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский
Актуальность
С 2015 года в Свердловской области стартовала программа «Уральская инженерная школа». По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Большинство детей обожают конструировать, поэтому конструктор должен быть в каждом доме. В начале 2018-2019 учебного года дети нашей группы «Почемучки» начали осваивать конструктор ТИКО, который положительно зарекомендовал себя как в педагогическом сообществе, так и среди детей.
Современный ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании.
Что такое ТИКО?
ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности.
Конструктор ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). У дошкольников формируются элементарные представления из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро». В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли окна, двери. Сконструировать можно бесконечное множество фигур: от коврика до космического корабля.
Технология ТИКО-моделирование является средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие : техническое конструирование, воплощение замысла из деталей конструктора ТИКО;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора «ТИКО-грамматика» (знакомство с буквами, слоговой состав слова, развитие фонематического слуха, словообразование);
художественно-эстетическое развитие : творческое конструирование, создание замысла из деталей конструктора ТИКО;
физическое развитие : координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Использование конструктора ТИКО позволяет педагогу организовывать образовательный процесс дошкольников в режиме игры, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Методическая разработка по конструктивной деятельности «Тико-Почемучки» несет:
обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логических представлений детей 4-5 лет;
развивающую направленность - развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, сравнивать, анализировать; активизация творческой деятельности с учетом возможностей, интересов, и склонностей детей 4-5 лет;
социализирующую направленность - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
При наполнении содержания методической разработки использована Программа дополнительного образования «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования», автор - И. В. Логинова.
Цель: развитие конструктивного мышления у детей 4-5 лет, через применение технологии «ТИКО-моделирование».
Задачи:
Обучающие
совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие
расширять представления об окружающем мире;
развивать психические процессы;
формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
Воспитывающие
поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
Инновационность и педагогическая целесообразность:
система логических заданий, позволяет воспитателям развивать у детей пространственные и зрительные представления, а также в игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
создание дидактического материала, позволяет осуществлять развитие детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
направленность на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельности, коммуникативной, социальной;
направленность на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность;
соответствует основным требованиям ФГОС ДО;
возможность реализовать индивидуально-личностный и деятельности подходы в развитии детей.
Ожидаемые результаты
Дети способны :
соединять детали конструктора ТИКО;
различать плоские геометрические фигуры по цвету, форме, размеру и называть их (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, различные виды многоугольников;
конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
ориентироваться в пространстве;
конструировать игровые фигуры по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
конструировать объемные геометрические фигуры, и объединять их в единую сюжетную линию;
воспринимать вербальную инструкцию и воспроизводить ее в конструктивных действиях;
создавать коллективные сюжетные композиции;
взаимодействовать в парах и мини-группах при воплощении конструктивного замысла;
ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «справа», «слева» и т. д. ;
считать и находить нужное количество геометрических фигур.
Формы контроля и методы оценки:
Педагогическое наблюдение за:
проявлением устойчивого интереса детей к практическим занятиям с конструктором;
умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;
умением детей самостоятельно конструировать, доводить дело до конца;
умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Структура
Методическая разработка состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование».
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование плоскостных тематических конструкций.
Задачи:
Развитие умения конструировать по схемам и по словесной инструкции.
Развитие умения определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам.
Развитие умения рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур.
Развитие умения осуществлять сравнение многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники.
Развитие умения конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников.
Развитие умения самостоятельно конструировать узоры и сложные орнаменты.
Развитие умения конструировать тематические коллажи из плоских фигур.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: развитие умений осуществлять исследование и конструирование многогранников и объемных тематических конструкций.
Задачи:
Развитие умения выделять форму исследуемых многогранников из объектов среды окружающего мира.
Развитие умения создавать объемные тематические конструкции по образцу, по словесной инструкции, по технологической карте и по собственному представлению.
Развитие умения делить многогранник на составные части и называть их (ребра, вершины, углы, основания).
Развитие умения комбинировать различные многогранники друг с другом с целью создания моделей предметов окружающего мира.
Развитие умения декорировать объемные конструкции узорами и орнаментами.
Развитие умения презентовать ТИКО-изобретение, сконструированное самостоятельно или в сотворчестве.
Приемы работы с конструктором :
Работа по образцу, рисунку, иллюстрации
Незаконченный образец постройки
Создание конструкций по заданным условиям
Создание по схеме, по контурной схеме
Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор)
Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу
Устный диктант (графический диктант)
«Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот
«Прием замещения геометрических фигур»
Творческое конструирование, создание сюжетных композиций
Методы и формы работы с детьми. Использование конструктора ТИКО в различных формах организации детей.
Индивидуальная работа с детьми в том, числе коррекционная
Совместная деятельность педагога и детей
с целью закрепления и уточнения представлений детей
фронтальная, подгрупповая, коллективная;
как составная часть занятия;
как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
коллективная деятельность детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
Парная работа детей
в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой
Самостоятельная деятельность детей обогащение предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей
Мониторинг диагностика актуального уровня развития детей в конструктивной деятельности корректировка педагогических действий при оценке эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.
Этапы работы с конструктором.
Каждый модуль реализуется в несколько этапов. Переход от одного этапа к другому зависит от навыков и интересов детей.
Преимущественная форма
работы на этапе Основные способы конструирования Игры
1 этап. Ознакомление с ТИКО - конструктором, деталями, способами соединения.
Индивидуальная По образцу, по схеме «Классификация»,
«Чудесный мешочек»,
«Угощение»
2 этап. Создание конструкций.
Парная,
в мини-группах По схеме, по устной инструкции, по замыслу «Повтори»
3 этап. Совместно создают конструкцию в сюжете.
Создание коллективной постройки Сюжетная линия «Расскажи сказку»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (результаты апробации)
Система мониторинга навыков самостоятельного конструирования по методике «ТИКО - моделирование» детей 4-5 лет.
Содержание мониторинга включает в себя два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование».
Для сбора данных используется метод наблюдения, который проходит в виде свободного общения педагога с детьми, игр, рассматривания картинок, схем, выполнения специально подобранных заданий.
К каждому модулю прилагаются диагностические карты, в которые заносятся достижения детей.
Оценка уровня развития детей по каждому показателю осуществляется по 3-бальной системе:
3 балла
выше возрастной нормы Ребенок самостоятельно отвечает на вопросы, выполняет задания, если допускает ошибку (не более одной) сам замечает ее и сразу исправляет.
2 балла
возрастная норма Ребенок отвечает на вопросы, выполняет задания с одной, двумя ошибками или дает неполные ответы. При допущении незначительной ошибки, сам ее не замечает, но при указании на ошибку взрослым, сам исправляет ее.
1 балл
ниже возрастной нормы Ребенок справляется только с частью заданий, ответы неполные, неточные, односложные, неуверенные. Допускает ошибки, сам их не замечает и исправляет их только с помощью взрослого.
№ Ф. И. ребенка «Плоскостное моделирование» «Объемное моделирование» Средний балл Уровень
развития
1 Мухаммад А. 2 2 2 возрастная норма
2 Алиса Б. 2 2 2 выше возрастной нормы
3 София В. 3 2 2,5 возрастная норма
4 Марьяна В. 2 2 2 возрастная норма
5 Ахмад Д. 2 1 1,5 ниже возрастной нормы
6 Анна Ж. 1 1 1 возрастная норма
7 Дмитрий З. 3 3 3 выше возрастной нормы
8 Лев И. 1 1 1 ниже возрастной нормы
9 Маргарита И. 2 2 2 возрастная норма
10 Лидия С. 2 2 2 возрастная норма
11 Юлиан К. 1 1 1 ниже возрастной нормы
12 Анна М. 2 2 2 возрастная норма
13 Семён П. 3 3 3 выше возрастной нормы
14 Владислав С. 2 1 1,5 возрастная норма
15 Анастасия С. 2 2 2 возрастная норма
16 Анна Ч. 3 2 2,5 выше возрастной нормы
17 Семён Т. 2 1 1,5 возрастная норма
18 Анна Щ. 2 2 2 возрастная норма
Итого: 3б. – 4 ребенка
3б. – 2 ребенка
3б. –
2 ребенка
2,5б. –
2 ребенка выше возрастной нормы
4 ребенка
2б. – 11 детей
2б. – 10 детей
2б. –
8 детей
1,5б. –
3 ребенка возрастная норма
11 детей
1б. – 3 ребенка
1б. – 6 детей
1б. –
3 ребенка
ниже возрастной нормы
3 ребенка
Реализация данной разработки способствовала совершенствованию образовательного процесса, повышению эффективности развития дошкольников, открыла для детей новый мир технического знания, для родителей – возможность с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор ТИКО, воспитателям – повысить свою педагогическую компетентность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО», ИПЦ Маска, 2013 г. ;
2. Н. М. Карпова, И. В. Логинова «Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста», ООО НПО «РАНТИС», 2014 г. ;
3. Шайдурова Н. В. «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» Справочное пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2008г. ;
4. Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО);
5. Карпова Н. М. «ТИКО-конструирование. Методические рекомендации», МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», Великий Новгород, 2011г. ;
6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС. – СПб. : Детство-Пресс, 2016г. ;
7. И. В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций, «РАНТИС», 2014 г. ;
8. И. В. Логинова Папка по ТИКО-моделированию для создания объемных конструкций, «РАНТИС», 2014 г. ;
9. И. В. Логинова. Папка по ТИКО-конструированию для создания плоскостных конструкций, «РАНТИС», 2014 г.