Лариса Логвинова
Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации познавательно-исследовательской деятельности
МО «Каменский городской округ»
МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»
Доклад
Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации познавательно-исследовательской деятельности
Воспитатель
МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»
Публикация «Развитие интеллектуальной одаренности детей путем систематизации познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Логвинова Лариса Павловна
Стаж педагогической деятельности – 14 лет
Кисловское 2019г
Актуальность
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования.
Цель доклада: описать выявление и сопровождение детей с признаками одарённости во второй младшей группе МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка».
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, общественность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей.
В своей работе по данному направлению ставлю цель: создание условий для выявления и сопровождения одарённых дошкольников.
Задачи:
• создать развивающую среду, способствующую выявлению одарённых детей и развитию их потенциала;
• создать систему в работе, направленную на развитие всех видов одарённостей;
• знакомить родителей с психофизическим развитием одарённого ребёнка;
• подобрать необходимых диагностический материал;
• повысить свою компетентность в данном вопросе.
При работе с детьми нужно рассматривать разные виды одаренности :
- Интеллектуальная (способность к познавательно-исследовательской деятельности);
- Академическая одаренность (Мотивационно-личностные характеристики; способности к обучению);
- Творческая одаренность (художественная одаренность, вокальная одаренность, литературная одаренность, артистическая одаренность, конструктивная одаренность);
- Психомоторная одаренность (спортивная одаренность, хореографическая одаренность);
- Коммуникативная одаренность (социально-личностная одаренность. Лидерская одаренность).
Применять принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
Методы диагностики в ходе реализации работы с детьми с признаками одаренности :
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика;
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
Планируемые результаты.
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной и др.);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- организация системы работы с детьми в группе «Мы- исследователи»;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня по выявлению признаков одаренности у детей;
- педагогическая компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
В своей работе по выявлению одаренности рассматриваю следующие признаки:
• ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
• предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
• «вопросительность» : количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников;
• высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству (перфекционизм).
Необходимо задуматься… :
-Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна.
-Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
-Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчезнуть.
Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».
В своей работе по выявлению одаренных детей направляю усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка и т. д.
Деятельность по развитию интеллектуальных способностей и способностей к познавательно-исследовательской деятельности в группе, которую я веду, осуществляется в рамках работы интеллектуальной группы «Мы - исследователи». Данную работу реализую второй год, начиная с первой младшей группы. В соответствии с возрастом детей составляю план и разрабатываю картотеку опытов и экспериментов, подбираю тематический материал. При этом решаются следующие задачи:
1. Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения, пользоваться готовыми моделями.
2. Развивать смекалку, воображение, память, логическое мышление; умение фантазировать, сравнивать.
3. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.
Создаю необходимые условия:
• Демократический стиль отношений, доброжелательный климат
• Нерегламентированная творческая среда.
• Активное включение ребенка в практическую деятельность.
• Поддержка мотивации, воли, познавательных потребностей ребенка.
• Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через общественную оценку.
Использую следующие формы работы по обучению потенциально одаренных детей :
• использование в практике элементов дифференцированного обучения;
• активные формы образовательной деятельности;
• индивидуальные занятия с одарёнными детьми;
• проектная деятельность детей и взрослых;
• поисково-исследовательская деятельность;
• посещение кружков, студий и т. п. ;
• фестивали, конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
• создание детских портфолио;
• и др.
Риски:
Существующая в большинстве случаев модель приводит к «ярлыкам» (талантливый-неталантливый)
Следствие: психологические травмы
Должна быть кривая нормального распределения.
Чтобы стабильно появлялись лучшие (звезды) обязательно должно быть много «крепких середняков», и должны быть те, у кого развитие идет медленнее или имеются проблемы).
Заключение
Работая с одаренными и талантливыми детьми мы должны помнить, что она должна рассматриваться гораздо шире, чем только подготовка детей к конкурсам; одаренность не данность, она формируется и развивается через специально организованную работу.
Работа с одарёнными детьми требует особых усилий. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство. За сухими цифрами кроется напряжённый, кропотливый труд педагога, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.