Ольга Лыкова
Отчёт по инновационному проекту «Развитие творческих способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по инновационному проекту: "Развитие творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного образовательного учреждении"
старший воспитатель МДОАУ №30 О. В. Лыкова
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №30 «Буратино» п. Прикубанского муниципального образования Новокубанский район работает в инновационном режиме с января 2016 года. Тема нашего инновационного проекта «Развитие творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения».
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Мы считаем, что развитие творчества детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности обеспечивает проявление интеллектуально-творческих качеств у детей (открытие субъективно нового (т. е. нового только для него) знания или способа познавательного действия).
Стремление к исследованию окружающего мира - естественная потребность ребенка. В дошкольном возрасте он совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания.
Актуальной задачей дошкольного образования является поддержка исследовательской активности ребенка-дошкольника, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром. Это важно и для дальнейшего обучения в школе, так как большую часть знаний ребенок будет добывать самостоятельно, и без развитой наблюдательности, способности исследовать и экспериментировать, творчески мыслить освоить программу ему будет нелегко.
Новизна нашего проекта в том, что мы развиваем творческие способности детей в условиях эколого-образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности. Например, создание детьми дизайнерских проектов для природных уголков, используя детский совет, создание экологической тропы с помощью участников детско-родительского клуба «Растим любознательных», проведение доступных экспериментов с природными материалами в мини-лаборатории «Маленькие исследователи» для дальнейшего использования полученных знаний о свойствах и качествах веществ и объектов в процессе изготовления творческих работ; придумывание детьми проектов клумб, используя знания об особенностях соседства тех или иных растений, их совместимости и так далее.
На данном этапе инновационной деятельности нашим педагогическим коллективом были поставлены задачи по четырем направлениям:
1. Работа с педагогами:
- провести заседание творческой группы по утверждению плана работы на начало учебного года;
-разработать план методических семинаров, круглых столов, мастер классов, тренингов, направленных на повышение уровня педагогической компетентности педагогических работников по проблеме развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
-разработать методические рекомендации для педагогов по методическому сопровождению инновационных форм взаимодействия с семьей по развитию творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
- повышение квалификации сотрудников;
2. Работа с родителями:
-организовать работу родительского клуба «Растим любознательных».
(Консультации на сайте МДОАУ№30, «Уроки профессора Умейкина», круглые столы, экологические акции, квест-игры, досуги).
- продолжить выпуск информационных бюллетеней (буклетов) для родителей;
- провести педагогические консультации для родителей по запросу (журнал консультаций, ящик пожеланий).
3. Работа с детьми:
-продолжить участие детей в творческих исследовательских семейных экологических проектах; проектной деятельности «Я-исследователь» для групп старшего дошкольного возраста;
-продолжить работу в группах старшего возраста «Лаборатория маленьких исследователей»;
-активизировать работу по развитию творческих способностей детей в различных формах (организация выставок творческих работ из природных материалов, разработка детских дизайнерских проектов, использование детского совета в группах старшего возраста и др.)
- провести мониторинг развития творческих способностей.
4. Работа по оснащению и совершенствованию эколого-образовательной среды ДОУ.
-определить условия дальнейшего обогащения образовательной среды, обеспечивающей реализацию разнообразных организационных форм развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды ДОУ.
- активизировать работу по наполнению природных уголков, экологической тропы, площадок ДОУ, запланировать проект площадки «Метеостанция».
За отчетный период были реализованы следующие мероприятия:
1) Проведено заседание творческой группы по утверждению плана работы по инновационной деятельности на новый учебный год.
2) Разработан и реализуется план проведения методических семинаров, круглых столов, мастер классов, тренингов, направленных на повышение уровня педагогической компетентности педагогических работников по проблеме развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
3) Разработаны методические рекомендации для педагогов по методическому сопровождению инновационных форм взаимодействия с семьей по развитию творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
С родителями:
-продолжена работа родительского клуба «Растим любознательных».
- проведен круглый стол «О чем мечтают наши дети?», проводятся «Уроки профессора Умейкина», где ребята и родители познают свойства природных веществ, учатся исследовать окружающую природу, бережно относиться к ней и активно защищать ее (экологические акции «Чистые берега», «Пташкин дом», «Защитим муравейники!» квест-игра «Сбережем зеленую планету».
- продолжен выпуск информационных бюллетеней (буклетов) для родителей;
-проведены педагогические консультации для родителей: «Творческие досуги с детьми зимой», «Путешествие в летний сад», «И красиво, и вкусно, и полезно»-мастер-касс для родителей (журнал консультаций, ящик пожеланий).
С детьми:
-продолжено участие детей в творческих исследовательских семейных экологических проектах; проектной деятельности «Я-исследователь» для групп старшего дошкольного возраста («Куда исчезла лужа после дождя?», «Знакомая незнакомка», (детский исследовательский проект); «Удивительные свойства соли», «Лекарственные растения», «Огород на подоконнике», «Фейерверк на грядке», «А у нас во дворе» (семейные экологические проекты);
-участие в экофестивале, районных методических объединениях.
-участие в экологических акциях, волонтерском движении «Зеленое движение Кубани»; проведен экологический досуг «Эколята-дошколята-защитники природы».
-продолжена работа в подготовительной группе мини-лаборатория «Маленькие исследователи» (организация выставок творческих работ из природных материалов, разработка детских дизайнерских проектов)
РППС (развивающая предметно-пространственная среда):
- определены условия дальнейшего обогащения образовательной среды, обеспечивающей реализацию разнообразных организационных форм развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды ДОУ.
- пополнены природные уголки и центры экспериментирования. В группах ДОУ обогащается РППС (организована мини-лаборатория, исследовательско-экспериментальные уголки, мини-музей «Волшебница вода»); были разработаны проекты участков по познавательно-исследовательской деятельности: «Пасека» (младшая группа, «Станция юных метеорологов» (подготовительная группа, «Площадка маленьких фитодизайнеров» (старшая группа, «Кубанский дворик» (2 младшая группа, «Лаборатория хлебороба» (средняя группа, «Альпийская горка» (младшая группа, «Кубанский заповедник» (лебединое озеро, животные из красной книги Краснодарского края) (средняя группа, уголок «Природа Кубани» (посажен лесок из берез, рябин, ёлочек; рядом- искусственный водоем и альпийская горка, проведено озеленение кустарниковыми растениями (можжевельник, самшит, мини-пихты, водными растениями для пруда, цветущими-для дизайна альпийской горки. Перед зданием детского сада оформлена клумба-цветник с яркими цветами и зелеными кустарниками.
На протяжении реализации проекта нами проводятся процедуры качества инновации:
-анкетирование, опрос родителей;
-представление опыта работы на районных методических объединениях;
-мониторинг работы педагогов по развитию творческих способностей детей в условиях эколого-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения изучение продуктов детской деятельности ;
- апробация технологий развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды
-проведение комплексной оценки уровня развития творческих способностей (ежегодно в сентябре: индивидуальные карты развития детей; протоколы комплексной оценки уровня развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
Основными показателями, на которые можно опираться, оценивая развитие творчества детей, являются:
- особенности развития творческого мышления (с одним из главных его свойств – оригинальностью);
- особенности субъектного опыта ребёнка (свое отношение к творчеству, знания, умения, их перенос на деятельность, в новые условия);
-особенности творческих проявлений в познавательно-исследовательской деятельности (интерес, избирательность, отношение);
- особенности творческой деятельности (активность, самостоятельность, инициативность).
Развитие творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного учреждения следует трактовать как комплекс мер и мероприятий, осуществляемых в образовательном учреждении:
-планомерное выявление актуальных, наличествующих объективно индивидуальных творческих способностей детей;
-компетентное управление развитием творческих проявлений и способностей детей, осуществляемого в рамках личностно-ориентированной модели взаимоотношений педагога с детьми;
-организацию исследования объектов окружающего мира и экспериментировании с ними в системе внутреннего и внешнего социо-природного окружения.
Технологическое обеспечение развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного учреждения предусматривает формы организации деятельности: поддержка самостоятельного экспериментирования, фронтальные и демонстрационные эксперименты, экологические акции, создание дизайнерских проектов, макетов по благоустройству и обновлению экологической среды ДОУ (уголки живой природы, гидрометеостанция, птичьи столовые и т. д.)
Результат:
- сформированный у детей опыт самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности на основе манипулирования и экспериментирования;
-новые знания и умения;
- систематизация и проверка освоенной ранее информации;
- развитие психических процессов и творчества.
Условиями развивающего воздействия экспериментирования для дошкольников являются:
- создание проблемных, игровых, практико-ориентированных ситуаций и широкое использование естественных ситуаций, объективно требующих применения экспериментальных методов познания, обеспечивающих мотивацию деятельности в условиях эколого-образовательной среды;
- совместное с детьми выявление неизвестного, четкое формулирование предположений, подлежащих проверке;
-сознание и принятие детьми целевых основ предстоящей деятельности или самостоятельная формулировка цели дошкольниками;
-сохранение структуры экспериментальной деятельности (выявление неизвестного, высказывание предположения, выбор условий его проверки, выполнение опыта, формулировка вывода, наглядность каждого этапа для детей;
-постепенное возрастание степени самостоятельности детей на каждом этапе осуществления экспериментальной деятельности, возрастание сложности решаемых с помощью эксперимента познавательных, практико- ориентированных, творческих задач.
Механизмы реализации проекта:
а) организация рабочей группы по составлению проекта;
б) анализ и прогноз изменения тенденций ожидаемого результата;
в) разработка и описание реализации плана проекта;
г) ожидаемые результаты;
д) трансляция инновационного проекта, перспективы развития.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработке технологического обеспечения развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды;
- в получении детьми эмоционального удовлетворения от общения с природой;
-в возможности исследования особенностей объектов живой и неживой природы (совместного с взрослыми и самостоятельно, понимании их взаимодействия, взаимосвязи;
-в создании своими руками творческих работ, используя полученные знания о свойствах и качествах природного материала; разработке дизайнерских проектов («Маленькие фито-дизайнеры»);
-находить новое в простых предметах и явлениях окружающего мира, раскрывать свои творческие возможности, разносторонне развивать свою личность.
Разработанные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды представляют интерес для педагогов-практиков, родителей, всех заинтересованных лиц. Результаты проекта могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ Краснодарского края, в управлении организацией жизнедеятельности дошкольников, в практике повышения квалификации педагогических кадров.
Задачи проекта, поставленные в следующем году.
-апробировать технологии развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды и провести экспертизу программ, учебных пособий и пр. для детей дошкольного возраста.
-опубликовать статьи в средствах массовой информации;
-осуществить издательскую деятельность (статьи, методические рекомендации, программы, пособия)
-организовать проведение виртуальных занятий с детьми и их родителями с использованием технологии «Скайп» (Составить план индивидуальных занятий).
-провести мероприятия для педагогов муниципального образования и края, освещающих решение проблемы развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
Дорожная карта следующего года - это продолжение работы по следующим направлениям:
- работа с педагогами;
-работа с родителями;
- работа с детьми;
-работа с социумом.
Перспективы развития проекта в следующем году.
Перспективы дальнейшей работы по проекту связаны с возможностью внедрения научно-методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного учреждения в практику работы дошкольных учреждений региона.
Работа в рамках проекта позволит создать в педагогическом сообществе устойчивое мнение о необходимости развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды дошкольного учреждения для полноценного их вхождения в социум.
В рамках реализации инновационного проекта будут разработаны следующие инструменты, методы и процедуры контроля результатов проекта:
- методы исследования: теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация фактов, периодических печатных изданий, психолого-педагогической и эколого-социологической литературы, классификация, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение педагогических фактов и явлений.
-справка- анализ перечня инновационных технологий и методик, план методического сопровождения внедрения инновационных технологий развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды;
-банк данных детей дошкольного возраста;
-варианты предметно-пространственной развивающей среды;
- модель развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды.
- методические материалы, макеты пособий.
Возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.
Риски проекта Меры для их минимизации
Внутренние риски
Недостаточный уровень качества предоставляемых образовательных услуг в рамках проекта Создание в ДОУ системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия
Низкий уровень готовности педагогов ДОУ к реализации системы развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды Подготовка и повышение квалификации кадров по профессиональным образовательным программам
Внешние риски
Востребованность практики ДОУ по развитию творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды на муниципальном уровне Апробация технологии развития творческих способностей детей в познавательно - исследовательской деятельности в условиях эколого-образовательной среды
Доступность проведения виртуальных занятий с детьми и их родителями с использованием технологии «Скайп» (скорость интернета, оплата работы педагогов) Проводить сеанс в рабочее время педагогов во время проведения занятий, использовать скоростной интернет
Проживание семей в многоэтажном доме, квартире (отсутствие возможности проводить исследования, экспериментирование на земле) Заниматься исследовательско-экспериментальной деятельностью в ДОУ.
Учитель в начальной школе (осуществление преемственности) Заранее предусмотреть, к какому учителю попадет ребенок, узнать его требования к знаниям, умениям ребенка.
Низкая осведомлённость дошкольных учреждений города, края о результатах проектной деятельности в ДОУ Диссеминация на уровне муниципалитета, края
Какое сетевое взаимодействие организовано?
Базовое учреждение:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №30 «Буратино» п. Прикубанского муниципального образования Новокубанский район.
Научные партнеры проекта:
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО АГПУ (Научный руководитель: Демко Елена Винидиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО АГПУ). Социальные партнеры проекта: МОАУ СОШ №8 им. А. Я. Тимова, детская библиотека, амбулатория, МКУК «Прикубанский КДЦ». На педагогические советы и на родительские собрания приглашаются учителя начальных классов МОАУ СОШ № 8, которая расположена недалеко от МДОАУ№30 и где учатся многие выпускники нашего учреждения. МДОБУ №32 п. Прикубанского, МДОАУ №1, МДОБУ №13 и другие детские сады Новокубанского района. Также мы сотрудничаем с краснодарским эколого-биологическим центром (ГБУ ДО КК ЭБЦ).
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!