Наталья Федорищева
Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре.
Ключевые слова
Игра, интеллектуальная игра, интеллектуальные способности :
Публикация «Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одна из главных сфер дошкольного возраста – игра. В ней все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимосвязи. Значит, одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить, что игровая деятельность занимает большое место во времени ребенка дошкольного возраста. В игре он воспроизводит, отображает то, чему он научился, что увидел в жизни [3,с. 96].
В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к познавательной и творческой деятельности ребенка.
Игра является потребностью растущего организма. Работая в образовательной деятельности, мы в снову своей педагогической работы, в первую очередь, должны опираться на развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь [1, с. 186].
Проанализировав исследования психологов: Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А. В. Запорожца, В. Н. Сенеренко, А. П. Усовой. Можно сделать вывод, мы пришли к выводу, что большое внимание уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника [5,с. 92,2, с. 152].
В ходе наблюдения за детьми хочется отметить, что в игре создается особое благоприятное условие для формирования способности воспроизводить действия, проявляя интеллектуальную активность. При этом возникает связь мышления с развитием разных сторон личности ребенка [3, с. 128].
Однако совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной активности в игре ребенка. В большей степени это зависит от умения педагога ставить перед ребенком игровую задачу. Уровень решения этих задач зависит от реального и игрового опыта ребенка. Одним из эффективных методов игры является создание проблемных ситуаций, которые эмоционально насыщены так называемая «напряженная ситуация» [1, с. 200, 4, с. 54].
Постепенно ребенок начинает решать проблему, которая опирается на их опыт: «заболела», «спать хочет», «машина сломалась», «бензин кончился» и др. В дальнейшем ребенок начинает решать более сложные задачи.
Хотелось бы обратить внимание, что игры не только способствуют развитию интеллектуальных операций, необходимых для дальнейшего обучения, учебной деятельности. Ребенок не только уточняет и закрепляет знания, но и благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного, - приобретает новое. В играх перед ребенком раскрывается мир вещей и предметов;
- развитие речи и устного общения;
- развитие воображения и пространственного мышления;
- развитие логического мышления (соотношения, классификации);
- улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графическое символы);
- формирование способности наблюдать, строить предложения, описывать;
Из этого следует, что игровой и занимательный характер процесса обучения и воспитания способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.
В результате наблюдений мы увидели, что дети умеющие решать проблемы в игре, более инициативны в ДОУ, легко ориентируется в новой среде, с интересом относится к играм и образовательной деятельности. Мы точно можем сказать, что игра выступает формированием интеллектуальной готовности к школьному обучению, как умение принимать задачи на упражнение, что характеризует отношение ребенка к учебной задаче; способность учиться у взрослого; умение принимать условность ситуации. Ниже в таблице представлены результаты нашего наблюдения.
Таблица 1. Виды интеллектуальной деятельности
Виды интеллектуальной деятельности Выполнение деятельности
Использование предметов заместителей 15%
Использование воображаемых предметов 8%
Замена простых действий словом 23%
Решение проблемы в игре 17%
Умеет сам ставить проблему в игре 20%
Выходит за пределы заданного в игре 17%
Таким образом мы можем утверждать, что одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста является игра. Проявление инициативности это является важнейший навыком в жизни детей, в их познавательной деятельности в ДОУ.
Список использованной литературы:
1. Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте. М. : Мысль, 2000.-234с.
2. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина – М. : Просвещение, 1998 – 460с.
3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.
4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 2001 – 96 с.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 2013 – 228 с.