МААМ-картинки

Развитие инициативы у детей ДОУ

Наталья Рябова
Развитие инициативы у детей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие инициативы и самостоятельности у воспитанников ДОУ.

Поддержка детской инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

.Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности

Публикация «Развитие инициативы у детей ДОУ» размещена в разделах

Материал представлен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Он содержит: - теоретическую информацию о понятии инициативы;- характеристику инициативной личности;- показатели инициативности ребенка;- педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями;- примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств (для каждой возрастной группы)

Инициативный ребенок дошкольного возраста - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Инициатива - (от. Франц. Initiative, от лат. Initium) — начало, почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как «первый шаг».

В ФГОС ДО (общие положения п. 3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Для инициативной личности характерно :

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально-волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность (проявление любознательности, изобретательности);

- содержательность интересов.

Педагогические задачи поддержки детской инициативы  в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Необходимо:

создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;

отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;

способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

- учитывать индивидуальные особенности детей;

- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.

- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативыявляется познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.  

Необходимо:

способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;

создавать условия, для творческих строительных игр;

не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;

при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз;

обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра;

привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;

привлекать детей к планированию жизни группы на день;

читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.  

Необходимо:

- создавать в группе положительный психологический микроклимат;

- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п. ;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической, предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационной, познавательной деятельности.

Необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.

- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого;

- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;

- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;

- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Игры, направленные на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста.

Игры на развитие лидерских качеств и командообразование - это игры, которые с одной стороны позволяют проявить себя лидерам, а с другой стороны сплачивают и сдруживают команду.

Подвижная игра для детей 3-4 лет «ПОЕЗД»  

Описание: 

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

Двигаться можно только после гудка, т. е. по сигналу воспитателя.

Варианты:

Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

Подвижная игра «Змея» Возраст: 4-5 лет

Правила: - Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. - Точно повторять движения ведущего. - Ведущему не разрешается бегать быстро.

Ход игры:

Дети произносят речевку и встают в круг: С нами в круг вставай И игру начинай!

Считалочкой выбираем водящего-Змею: Мы играем, мы считаем, Нашу змейку выбираем. Раз, два, три, четыре, пять – Будешь Змейку собирать!

Змея начинает собирать себе хвост, поочередно выбирая ребенка из круга. «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. : Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом? Выбранный ребенок отвечает: Ну конечно же, хочу!

Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!».

Если игра проводится в помещении, ребенок проползает между ног детей и встает в конец змеи. Если игра проводится на улице, ребенок просто встает в конец цепочки детей. Собрав всех детей в цепочку, Змея должна поймать свой хвост: Голова, не зевай – Поскорей свой хвост поймай!

Подвижная игра для детей 5-6 лет "Хитрая лисица"

Это веселая детская игра на ловкость и артистизм. Развивает выдержку, навыки лидера и контроль эмоций. Подходит для игры на улице и в помещении. Играют в нее группой в количестве не менее 8 человек.

Играющие выбирают водящего считалкой или жеребьевкой и становятся в круг лицом друг к другу. Все игроки закрывают ладошками глаза и наклоняют голову. Водящий идет по кругу за спинами участников и одному из них кладет руки на плечи - этот игрок назначается "лисой". После чего проходит круг до конца и объявляет всем, что можно открыть глаза.

Водящий предлагает одному из игроков посмотреть на лица друзей и угадать, кто же является «хитрой лисой». Если игрок не угадал, то водящий спрашивает:

- Хитрая лиса, где ты!

и все смотрят на лица друг друга, пытаясь найти плутовку. Водящий еще два раза предлагает другим игрокам угадать "лису", контролируя правильность ответа.

Если "лису" разоблачили, то игра начинается сначала. Если "лиса" всё же сумела скрыться, то после трех заданных вопросов она должна выйти на середину круга сказать:

- Я тут!

и броситься ловить игроков (кроме водящего). Все разбегаются, а пойманный игрок назначается новым водящим и игра повторяется.

Игра «Я научу тебя»для детей 6-7 лет

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ___» и показывает действие или имитирует его через подражание.  Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ___, а я научу тебя ___». Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»

Например:

Первый ребенок говорит второму:

– Я научу тебя строить дом.

Второй ребенок говорит третьему:

– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.

Третий ребенок говорит четвертому:

– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.

Четвертый ребенок говорит пятому:

– Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать. … и т. д.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативы у детей ДОУ
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 12:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативы у детей ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рябова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД