Папки-передвижки

Развитие импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития

Людмила Голяйкина
Развитие импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Импрессивная речь играет особую роль в речевом развитии детей. Так как

является одной из сторон речевого общения – восприятие и понимание

обращенной речи.

Основное правило, которое совершенно необходимо соблюдать для успешного развития понимания речи : соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Публикация «Развитие импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития» размещена в разделах

Начинаются занятия с того, что ребенка учат понимать слово в определенной ситуации. Обычно это слова -существительные, затем глаголы, затем простые признаки, например большой и маленький.

Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту.

«Сборы на прогулку». Собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем с тобой гулять. (Вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит шапка. Нашел? Вот она, шапка. Принеси сюда шапку. Принес? Давай наденем шапку на голову. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. А где ленточки у шапки? Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленты, чтобы шапка на улице не соскочила с головки, чтобы ушки у тебя были закрыты. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да?»

«Умывание». Подводя ребенка к умывальнику, сказать: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль руки как следует. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь давай смоем мыло. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо».

«Кормление зверей». Логопед организует игру. Предлагает устроить для зверей обед: «Давай кормить всех твоих зверей. Они проголодались. Ух, какие они голодные! Кого мы будем кормить? Неси сюда кошку, собачку и козлика. Посмотри, как они просят кушать! Как козлик просит кушать? Бе-бе. А как собачка просит кушать? Ам-ам! А как киска просит кушать? Мяу-мяу! Ой, а про мишку мы забыли. Зови его скорей! Вот мишка идет: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Гостей поставили вокруг стола. Собачку сюда, киску сюда. А козлика куда? Вот, сюда. А про мишку опять забыли. Знаешь что? Давай, мишку посадим на стул. Пусть сидит за столом».

«Будем строить башни». «Давай строить башни. ( На ковре разложены кубики: красные, синие, белые.) Построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом — синюю. Башни построим большие-пребольшие. Кубики, будем возить на машине. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот угол будем возить синие кубики. (Логопед показывает противоположные углы ковра или комнаты.) А белые кубики оставим здесь, где они лежат, не будем их трогать. Иди за машиной. Взял машину? Ну, заводи. Завел? Ух, как громко мотор работает! Как мотор работает? Проверь сигнал. Работает? Как машина гудит? Би-би. Хорошо, очень хорошо! Би-би».

Взрослый вместе с ребенком развозит кубики по разным углам ковра, называет все совершаемые действия. При выборе кубика по цвету, логопед называет цвет кубика и учит ребенка брать кубик такого же цвета. (Так как название цвета дети долго не запоминают, логопед обучает их первоначально сравнивать предметы по цвету.)

Из одноцветных кубиков, расположенных в двух углах ковра, можно построить две башни. Первую башню строит взрослый, вторую — ребенок по заданному образцу. Взрослый, строя башню, должен учитывать возможность детей воспроизвести данный образец (см. «Отдельные приемы коррекционно-воспитательной работы»).

В работе с группой детей с 3 и 4 уровнем успешности (более сильной) занятия проводились три раза в неделю. Основное внимание в коррекционных мероприятиях мы направили на более сложные практические и речевые задания. Им предлагали выполнение заданий различной степени сложности.

Например:

«Выбери игрушку». Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч; другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т. д.

Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

«Подскажи нужное слово». Дети - садятся вокруг стола. На столе разложены перевернутые картинки. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей : «Вова, вымой.». Вова открывает одну из лежащих картинок и называет ее (руки, уши, лицо). Вова выполняет это действие (имитирует мытье рук, ушей, лица).

Опишу последовательность накопления словаря у детей с ЗРР :

Существительные

• Предмет предъявляется и называется.

• Ребенка знакомят с назначением предмета.

• Организуется игра, во время которой предмет называется неоднократно, например, прятки. (Вот мячик! Спрятали мячик. Нет мячика! Где мячик? Вот мячик! Бросай маме мячик)

• Ребенок по слову находит предмет при выборе из двух.

• Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большего количества предметов.

• Для формирования понятия, ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения.

• Название предмета включается в игры, песенки, начинается работа над включением слова в активный словарь малыша.

Примечание: Каждый последующий пункт берется на вооружение только после того, как ребенок справляется с предыдущим.

Глаголы

• Знакомство ребенка с действием, или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «ест».

• Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется (мишка ест, зайка ест, мальчик ест).

• Ребенок выбирает одно из двух действий (мишка ест – мишка спит). Обычно проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам.

• Выбор из большего количества вариантов.

• Включение слова в быт и игры.

• Включение слова в активный словарь.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Предложения

Виды простых предложений:

Инструкции: Дай мне мишку.

Описания: Дай мне большого мишку.

Вопросы: Ты хочешь мишку?

Отрицания: Это мишка? (показываете зайку)

Примеры возможных вопросов:

• Хочешь. ?

• Что ты хочешь? (выбор из двух)

• Где. ?

• Какой.? (большой или маленький)

• Кто не спит?

В формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

«Умный пальчик». Разложены картинки с изображением предметов.

Взрослый: «Покажи лошадку, покажи куклу…»

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми находящимися на предикативном уровне понимания речи : вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик…»

Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит…»

Следующий этап развития понимания речи- понимание форм слов : «Покажи, где стол- где столик, где мяч- где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом».

Детям с ЗРР особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет- мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала- машина приехала, пальто застегнули- расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал- Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит- летят).

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) различных частей речи : (день- ночь, много- мало, высоко- низко, длинная- короткая).

Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: рисуем короткую дорожку- рисуем короткую; на большой тарелке много ягод- на маленькой мало.

Главным в развитии пассивного словаря ребенка является речь взрослых, окружающих детей. Она должна быть правильной, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, но в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

В процессе работы, дети с ЗРР овладевают следующими умениями:

В результате работы с детьми с задержкой речевого развития дети овладевают следующими умениями:

Действовать совместно со взрослым;

Выполнять задания по словесной инструкции;

Соотносить предмет с необходимым словом;

Подбирать предметы по свойству, указанному в речевой инструкции;

Выполнять действия по словесной инструкции;

Определять пространственное расположение предметов по словесной инструкции;

Умение общаться, используя вербальные и невербальные средства, а также пользоваться в жизни полученными умениями и знаниями, является наиболее ценным и желаемым результатом всей логопедической работы с детьми.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 13:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие импрессивной речи у детей с задержкой речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Голяйкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД