Людмила Бизяева
Перспективное комплексно-тематическое планирование «Азбука общения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
___
Тема Содержание Цель Методическое обеспечение
Языки общения (навыки общения с внешним миром)
Восприятие мира (наши органы чувств) 1. Беседа о единстве человека и природы.
2. Игра «Четыре стихии».
3. Игра «Ощупай и нарисуй».
4. Этюд «Вон он какой!».
5. Игра «Где мы побывали, что мы повидали?».
6. Подведение итогов. Показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессах восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах). «Чудесные мешочки» с предметами на каждого ребенка, лист бумаги и цветные карандаши (или фломастеры).
Мудрость природы (общение с животными и растениями) Занятие 1:
1. Экскурсия.
2. Беседа о животных.
3. Игра «Зоопарк».
4. Лепка «Зоопарк».
5. Игра «Загадки о диких и домашних животных и птицах».
6. Игра «Лентяй - поросятки».
7. Игра «Лисонька где ты?». Научить детей любить красоту окружающего растительного мира, бережно относиться к растениям, понимать их значение для хорошего настроения и самочувствия. Шапочки – маски зайца, ежа, медведя, лисы, волка, пластилин, конверты с картинками, изображающими животных.
Занятие 2:
1. Введение.
2. Рисунок «Овощи».
3. Упражнение на расслабление.
4. Игра «Овощи – толстячки и овощи - худышки».
5. Игра «Мешочек - загадка».
6. Игра «Кабачок».
7. Подведение итогов. Различные овощи и фрукты, шапочки с изображением овощей, бумага, цветные карандаши или фломастеры, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами.
Язык жестов и движений 1. Вступительная беседа.
2. Этюды «Я как зайка».
3. Беседа о походке и осанке.
4. Игра «Знакомство с лисой».
5. Упражнение «Кто это?».
6. Этюды «Движения животных».
7. Рисунок «Пляшущие человечки».
8. Этюды на выразительность жеста.
9. Инсценировка «Сорока и медведь». Научить детей по особенностям жестов и выразительных движений различать определенные состояния человека и животных, возможность передачи информации. Игрушка – лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушами, листы бумаги, карандаши или фломастеры.
Язык чувств (наши эмоции) 1. Сочинение.
2. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.
3. Рисование «Карты настроения».
4. Игра «Чувства и музыка».
5. Игра «Скучно, скучно так сидеть». научить распознавать и ощущать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других людей, научиться разными средствами передавать свои эмоции другим людям. Кукла – утенок Джимми, конверт с большими картинками и конверты на каждого ребенка с изображением утенка Джимми в состоянии радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости: конверт с карточками с изображением окружности, карандаши, ручка, бумага.
Как я помню то, что помню (немного о нашей памяти) 1. Вступительная беседа.
2. Игра «Хомячок - молчун».
3. Дидактическая игра по сюжетным картинкам.
4. Игра «Художник».
5. Игра «Слушай и исполняй».
6. Приглашение в класс. Показать роль памяти (зрительной, двигательной, эмоциональной) в процессе общения друг формирование поступков и поведения ребенка. Сюжетные картинки, бумага, карандаши или фломастеры.
Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя)
Кто такой «Я» (мой автопортрет) 1. Игра «Кто такой Я?».
2. Этюд «Выразительные движения».
3. Рассказ «о своем Я».
4. Подведение итогов Дети должны научиться видеть и понимать себя, оценивать свои чувства и уметь раскрыть себя, используя изобразительные средства, художественное слово. Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение
Я- волшебник (мои чувства и желания) 1. Игра «Кто такой Я?».
2. Этюд «Выразительные движения».
3. Рассказ «о своем Я».
4. Подведение итогов Дети должны научиться видеть и понимать себя, оценивать свои чувства и уметь раскрыть себя, используя изобразительные средства, художественное слово. Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение
Мир моих фантазий 1. Игра «Кто такой Я?».
2. Этюд «Выразительные движения».
3. Рассказ «о своем Я».
4. Подведение итогов Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение
Мое настроение (ощущение собственной значимости) 1. Игра «Кто такой Я?».
2. Этюд «Выразительные движения».
3. Рассказ «о своем Я».
4. Подведение итогов Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение
Как мы видим друг друга (умение видеть и понимать сверстников)
Разговор взглядов (умение общаться) 1. Игра «Разговор взглядов».
2. Этюд «Провинившийся».
3. Диалог «Заяц и белка».
4. Игра «Свет мой зеркальце скажи».
5. Игра «Зеркала».
6. Игра «Фотографии друзей».
7. Беседа «Мои друзья». Учить умению общаться, смотреть в лицо и в глаза друг другу. Зеркальце на каждого ребенка, «волшебная палочка», фотографии детей.
Дружба (мой лучший друг) 1. Этюды «Друзья».
2. Игра «Как друзья познаются».
3. Игра «Сердитый дог Буль». помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и познавательного обогащения друг друга. Бумага, краски, кнопки, доска, маски: лисы, бобра, кабана, утенка и собаки.
Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) 1. Игра «Мой день рождение».
2. Игра «Подарки моим друзьям». Обучить детей правильным формам общения друг с другом, умению дарить и принимать подарки, хорошим манерам. Нарядная большая кукла, чайная посуда, угощение – пирожные, торт, фрукты, конфеты (настоящие или поделки из пластилина, бумаги фольги, подарки).
Мы смеемся (развитие чувства юмора) 1. Игра «И я».
2. Конкурс «Кто расскажет самое смешное стихотворение».
3. Игра «Самый веселый друг».
4. Этюд «Маленький кролик». развивать у детей в процессе общения чувство юмора. Карандаши или фломастеры, листы бумаги.
Этот странный взрослый мир (умение видеть и понимать сверстников)
Урок мудрости (уважение к старшим) 1. Игра «У нас в гостях бабушка»
2. Беседа
3. Подведение итогов Научить детей видеть и понимать родных людей и уважительно относиться к их жизненному опыту, знать историю своей семьи Карандаши, листы бумаги
Семьи (взаимоотношения с родными) 1. Беседа «Моя семья»
2. Этюд «Музыкальные традиции в семье»
3. Этюд «Дружная семья»
4. Упражнение «Вечер в моей семье», «Наши мамы» Понятие "семья". Мама и папа - самые дорогие и близкие люди. Состав семьи все взрослые в семье работают, все дружны и внимательны друг к другу в семье у каждого есть обязанности, все вместе их дружно выполняют. И вместе отдыхают. Дома всегда уютно и радостно. Все в семье заботятся о детях. Карандаши, листы бумаги
В магазине (поведение в общественных местах) 1. Игра «Магазин игрушек»
2. Обобщение Тренировка речевого общения в модельной ситуации. Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки
На улице (поведение и общение в транспорте) 1. Игра «Путешествие по городу»
2. Творческая игра «Автобус» развитие способности детей воспринимать реальный мир города, улицы, уметь понимать и ориентироваться в нем. Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки
Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)
Мой любимый герой (примеры для подражания) 1. Игра «Кто интересней».
2. Игра «Другой человек».
3. Этюд «Удивление».
4. Этюд «Круглые глаза».
5. Игра «Просто старушка».
6. Игра «Дети спасены».
7. Упражнение «Мой герой». учить детей распознавать характеры по внешнему облику. учить детей умению соотносить особенности поведения с определенными чертами характера. Портреты писателей, художников, музыкантов, фотографии незнакомых людей, детские рисунки, запись с музыкой Вилла – Лобоса «Маленький бумажный таракан», Р. Шумана «Веселый крестьянин», С. Рахманина «Полишинель».
Добро и зло (совесть) 1. Беседа «Ваши добрые поступки».
2. Упражнение «Доставляй людям радость добрыми делами».
3. Этюды «Характеры людей». показать детям возможные варианты хороших, добрых поступков. Побудить к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. бумага, цветные карандаши или фломастеры, ручки, рисунки или картинки с изображением добрых дел или вежливые, добрые поступки детей.
Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки) 1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?».
2. Этюды на отображение положительных черт характера.
3. Этюды на отображение отрицательных черт характера.
4. Игра «Мой двойник».
5. Игра «Тень».
6. Игра «Вот так позы».
7. Этюд «Молчок». научить детей осознавать положительные и отрицательные черты своего характера и давать им оценку. Бумага, цветные карандаши или фломастеры, стулья, запись с музыкой Э. Жака – Далькроза «Ритмический этюд», Н. Римского – Корсакова «Сидел Ваня», П. Чайковского «Мужик играет на гармонике», С. Слонимского «Ябедник».
Конфликт (мое поведение в трудных ситуациях) 1. Беседа «Конфликт».
2. Чтение и инсценировка рассказа «Два маленьких ревнивца».
3. Этюды на поведение в сложных ситуациях.
4. Творческая игра по рассказу Л. Воронковой «Ссоры с бабушкой».
5. Творческая игра «Рассказ по кругу». Научить детей контролировать и управлять своим поведением, поступками и речь процессе общения. Запись с музыкой А. Райчева «Поссорились два петушка», книга Л. Воронковой «Солнечный денек».
Умение владеть собой
Умей расслабляться 1. Расслабление мышц рук.
2. Расслабление мышц ног.
3. Расслабление мышц живота.
4. Этюды на расслабление мышц.
5. Этюды по психомышечной тренировке. дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить их некоторым приемам расслабления. Музыка Р. Корсакова «Пляска скоморохов», Я. Степовой «На качелях», Д. Кабалевского «Клоуны», «Лентяй», К. Дуйсева «Колыбельная», В. Успенский «Шум моря», К. Сен – Санс «Лебедь», волшебная палочка.
Будь внимателен (развитие внимания) 1. Этюды на внимательность.
2. Игра «Слушай хлопки».
3. Игра «Видение других». развивать умение быстро сосредоточиваться, стимулировать внимание. Музыка С. Прокофьева «Марш», Ф. Бургмюллера «Кавалькада».
Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать свое поведение и поступки) 1. Игра «Разведчики».
2. Этюды на развитие организаторских способностей.
3. Игра «Битва».
4. Игра «Нарисуй свой страх».
5. Игра «Темнота» научить детей управлять своим поведение и контролировать свои поступки преодолевать страх. Стулья, музыка «Канадской народной песни», И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом», бумага, цветные карандаши или фломастеры, цирковые атрибуты.
Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков 1. Чтение и инсценировка рассказа «Пожар».
2. Чтение и инсценировка рассказа «Девочка, наступившая на хлеб».
3. Чтение и инсценировка рассказа «Шляпа старухи Шапокляк».
4. Чтение и инсценировка рассказа «Три подружки».
5. Чтение и инсценировка рассказа «Грязная бумажка». учить детей преодолевать отрицательные черты характера, дурные привычки. Газета.
Культура общения (этикет, или как себя вести)
Волшебные слова (приветствие, благодарность) 1. Беседа о волшебных словах.
2. Этюды на правила вежливости.
3. Игра «Розовое словцо «Привет»»» воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному обсуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью. Набор картинок – правил, картинок – ситуаций.
Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор) 1. Беседа о волшебных словах.
2. Дидактическая игра «Так или не так?».
3Творческая игра «Интервью».
4. Творческая игра «Диалог». воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям (родным, близким, окружающим взрослым и детям). Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, в умении начать, поддержать и вести разговор. Произведение В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», сюжетные картинки.
Телефон (правила общения по телефону) 1. Игра «Зазвонил телефон». научить детей пользоваться телефоном и умению вести телефонный разговор. Игрушки, сюжетные картинки, листы бумаги
Я вам пишу. (навыки письменного общения) 1. Игра «Почта».
2. Игра «Звуковое письмо».
3. Игра «Говорящие рисунки». До занятия педагог предлагает родителям совершить с детьми экскурсию б почту, купить конверты, марки, открытки, почтовую бумагу и показать, как там работают люди. На Занятии дети рассказывают о посещении почты. Почтовый ящик, почтовая сумка, конверты, предметные картинки, сюжетные картинки, микрофон – игрушка или условный предмет, обозначающий микрофон, бумага, цветные карандаши.
За столом (правила хорошего тона) 1. Игра «Сервировка стола».
2. Игра «За столом». Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу правильно пользоваться ложкой, ножом и вилкой. Столовые приборы, серия сюжетных картинок «За столом», картинки с правильным и неправильным накрытых столов (по 4 штуки).
Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов)
Знакомство (умение начать и поддержать знакомство) 1. Игра «Угадай, как меня зовут».
2. Игра «Найди свою пару».
3. Этюд «Добрый».
4. Этюд «Плохое настроение» моделирование ситуации знакомства (на прогулке, в детском саду, в школе и т. д.) Нужно рассказать де- ям и затем проиграть процедуру приветствия:
-кто должен здороваться первым (ребенок или взрослый, мужчина или женщина, мальчик или девочка);приветствия жестом, движением;приветствие словами;
рукопожатие:
поцелуи и целование рук. Конверты с изображением мальчиков и девочек, в конвертах картинки, стулья.
Внешность (внешний облик мальчика и девочки) 1. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».
2. Дидактичаская игра «Какие неполадки». научить детей правильному уходу за волосами, дать представление о прическах для девочек и мальчиков. Фотографии причесок для девочек и мальчиков, картинки с изображением мальчиков и девочек в разной одежде с различными неполадками.
Умение держать себя (нравиться) 1. Игра «Собираемся в гости».
2. Беседа об аккуратности. воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок костюм перед зеркалом Кукла, приглашения в гости, магнитофон или проигрыватель.
Как себя вести (правила хорошего тона в различных ситуациях - в школе, в театре, на улице и др.) 1Игра «У нас в гостях Маша».
2. Беседа «Правила этикета» дать представление о том, как встречать гостей. Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем: воспитывать приветливо доброжелательность. Кукла, угощения, чайный набор, вазочка, салфетки.