Любовь Полякова
Развитие игры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему и основному виду детской деятельности. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Развитие игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах
К сожалению, многие современные дети не могут играть самостоятельно. Одна из причин в том, что взрослые не умеют, да часто и не хотят, их этому учить. Сейчас появилось множество родителей, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Кажется, что ребенок научится играть сам, ну а не научится, так и ничего страшного. Главное, чтобы в школе учился хорошо. На самом деле ребенок, который не играл или не доиграл в дошкольном детстве, с большей вероятностью не сможет быть успешным в школьном возрасте, учеба и отношения со сверстниками будут даваться с трудом. Поэтому задача педагога в детском саду не только научить ребенка играть в разнообразные игры, но и показать родителям важность и ценность детской игры.
В процессе игры у ребенка развиваются духовные и физические силы: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ познания мира и получения опыта. От профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета их возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от понимания нужности конкретной игры, от четкой организации и проведения всевозможных игр зависит воспитательное значение игры для ребенка.
Игра, хоть и считается ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, возникает далеко не сразу. В 2 – 3 года у ребенка появляется режиссерская игра. Можно заметить, что в этом возрасте малыш находит для себя интересное занятие – он берет несколько мелких предметов и расставляет их перед собой. Затем он их переставляет, убирает одни и ставит на их место другие, издавая при этом не очень понятные нам звуки. Предметы могут быть самые разные: кубики, пуговицы, мелкие предметы, которые попадут ребенку под руку. Если у ребенка нет в доступе таких безопасных предметов, то ребенок не сможет начать играть.
В режиссерской игре ребенок сам создает сюжет-сценарий, что похоже на деятельность режиссера фильма или спектакля (отсюда и название игры). Это часто удивляет окружающих: как он, такой маленький, сам придумывает сюжет? Мы привыкли к тому, что самостоятельность у ребенка появляется как результат обучения. Это действительно так. Но, если ребенок не проявит в своей деятельности самостоятельности с самого начала, то он так и останется зависим от того, чему его научили. Например, играя во врача, ребенка научили измерять температуру и смотреть горло и дальше в игре он будет действовать только так, даже если у «пациента» болит горло или живот. Поэтому очень важно давать ребенку быть самостоятельным.
Стоит обратить внимание на важные моменты:
1. Сюжеты должны принадлежать самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу. Эти сюжеты будут еще очень просты, из 1 -2 предложений.
2. Малыш сам придумывает, что чем будет, т. е. начинает переносить функции одного предмета на другой: кубик становится утюгом, карандаш – солдатиком и т. д.
3. Ребенок сам представляет, кто и где будет находиться, чем заниматься и как взаимодействовать между собой.
4. Малыш сам исполняет все роли, если они есть, или просто озвучивает свою игру «дикторским» текстом.
Все эти моменты очень важны для психического развития и игровой деятельности ребенка. В такой игре ребенок получает важное умение «видеть целое раньше частей». Это дает возможность не только запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому. Способность видеть целое раньше частей – это основа игры и одновременно воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать волшебником!
В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры – образно-ролевая, когда ребенок «примеряет» на себя разные образы. Такая игра дает возможность малышу по-новому общаться со взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомой интонации ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
«Примерка» разных образов делает ребенка всемогущим: благодаря ей он может не только ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но и хрипеть, гудеть и даже выпускать дым. Это свойство – умение перевоплощаться – может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации.
Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т. е. овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться, то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. В таких играх ребенок отражает отношения, специфические для общества, в котором живет. Здесь основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей, поэтому обыгрываются знакомые темы – магазин, больница, школа, транспорт, библиотека и др. На этом этапе от взрослых требуются дополнительные усилия на беседы с ребенком, рассказы об окружающем, потому что сейчас большинство детей не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Родителям необходимо находить время на беседы с ребенком. Например, рассказать, как мама была в парикмахерской и что там происходило. Воспитателям нужно обращать внимание родителей на такие моменты.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры – игра с правилами. Взрослые хорошо знакомы с этим видом игры, среди самых разных видов дворовых игр особое место занимала игра с правилами. Она объединяла и больших и маленьких, учила ребят общаться, помогала им найти общий язык, была прообразом коллективной деятельности, учила нравственности и мужеству. Сейчас дворовые игры исчезли. А значит, задача воспитателя познакомить детей с такими играми, научить в них играть. Иначе где, в какой деятельности можно научить детей договариваться между собой, уступать друг другу; слышать товарища, продолжать его мысль, владеть коллективной учебной деятельностью? Используйте прогулки для знакомства с такими играми.
Завершает развитие игры режиссерская игра старшего дошкольного возраста, которая объединяет важнейшие достижения других разновидностей игр. Именно в ней проявляются все особенности воображения ребенка. Конечно, теперь она мало похожа на режиссерскую игру у малышей. Но суть ее остается той же. Она все также предполагает придумывание сюжета, объединяющие разные предметы, она также предметно представлена, в ней так же один ребенок исполняет все роли. Но теперь сюжеты становятся сложнее, предметная ситуация служит только началом игры, уступая место литературному творчеству ребенка, а роли иногда трудно выделить, потому что ребенок все время сопровождает все действия речью, а иногда и заменяет ею все действия.
Иногда режиссерская игра старших дошкольников проходит как общение с какой-то одной игрушкой в конкретной ситуации. Этот способ проживания ситуаций очень важен для детей, так как дает им возможность лучше понять чужую позицию, посмотрев на ситуацию со стороны.
Режиссерская игра старших дошкольников может быть и коллективной, с двумя – тремя участниками, составляющих единое целое. Ребята вместе придумывают сюжет, предметно его представляют и исполняют множество ролей. Но для игры в таком составе необходимо тонко чувствовать другого, уметь понимать друг друга с полуслова и иметь общие интересы и наклонности. Иначе игры не получится.
Часто дети этого возраста увлекаются придумыванием новых сказок или переделыванием старых. Это тоже своеобразный вид режиссерской игры.
Этот последний в дошкольном возрасте вид игры подводит некоторые итоги в развитии воображения. Он предоставляет ребенку возможность действовать из внутренней позиции, которая крепнет в режиссерской игре, набирает силу, уже не нуждается в помощи опыта и в предметных подпорках. Ребенок, переходящий на этот уровень развития воображения, уже способен осмыслить не только сделанное им самим, но и то, что сделали другие люди, придать смысл бессмысленному. Этот уровень развития воображения теснейшим образом связан с возникновением символической функции и с психологической готовностью детей к обучению в школе.
Таким образом, игровая деятельность является важным шагом в развитии ребенка и его подготовки к успешному обучению в школе и всей дальнейшей жизни.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. Избрание педагогических сочинений. М., 1979., т. 1.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик, М. : Просещение, 1983.
3. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2013.