Ольга Мельникова
Развитие игровых умений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для детей раннего возраста является основным видом деятельности.
Игра дает возможность воспитателю узнать и понять внутренний мир ребенка, наладить с ним диалог, помогает сделать образовательный процесс увлекательным.
В раннем возрасте, когда игровые навыки у детей находятся в стадии становления, я ставлю перед собой две тесно связанные задачи:
1. формировать игровые умения у детей (где взрослый является партнером);
Публикация «Развитие игровых умений у детей раннего возраста» размещена в разделах
2. формировать самостоятельную детскую игру, в которой я не принимаю непосредственного участия, а лишь обеспечиваю условия для использования детьми уже имеющихся игровых умений.
Многие дети, придя в группу раннего возраста, не имеют игрового навыка, поэтому выбирая игры для детей, идем от простого к более сложному:
Начинаю с чтения и обыгрывания потешек, песенок, стишков, с показа игровых действий с предметами. Малышей привлекает простота и легкость действий, атмосфера радости и совместной со взрослым игры.
Затем перехожу к играм с подгруппой детей : «Прятки», «Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем» - они включают в себя несложные действия, в них детей привлекает возможность побегать, попрыгать.
Подвижные хороводные игры сближают детей в коллективе, учат двигаться всем вместе: «Каравай», «Пузырь», «Салочки», «Третий лишний», «Ручеек». Все они ярко, эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными словами.
В сюжетно - ролевых играх обыгрываем с детьми различные бытовые ситуации (кормление и купание кукол, посещение магазина, врача, катание и загрузка машин и т. д.) для этого в группе есть прачечная, набор столовой посуды, набор игрушек «Больница».
В играх-драматизациях разыгрываем вместе с детьми эпизоды сказок: «Колобок», «Теремок», рассказов: «Кто сказал мяу», стишков: А. Г. Барто «Мишка», «Мячик».
В дидактических играх ставлю конкретные педагогические задачи, например: на развитие умственных действий, восприятие формы, цвета и т. д. Это игры с матрешками, пирамидками, настольные игры - лото, домино, мозаики и т. д.
Игры с песком и водой помогают не только знакомить детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
В самостоятельной деятельности предоставляю детям полную свободу в выборе игры, просто наблюдаю за ними со стороны. Для этого лучше всего подходят дидактические игры: «Овощи», «Малыши и краски», настольные игры: «Мозаика», «Домино» и игры с сюжетными игрушками: «Три медведя», «Теремок».
Предметно-развивающая среда в моей группе организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой зоне на столике расставлена крупная игрушечная посуда, есть плита для приготовления еды, прачечная для купания кукол и стирки белья, спальная комната для укладывания кукол спать. На полках размещены машинки и крупный строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «Парикмахерскую», «Магазин игрушек», «Мы шоферы». Игровое пространство удобно для детей, дает им возможность играть как поодиночке, так и небольшой группой. Все игрушки доступны для детей и соответствуют их возрасту, в количестве 2-5 штук, т. к. детям раннего возраста свойственно играть именно в такую же игрушку, в какую играет другой ребенок.
К сожалению не все дети в моей группе умеют играть (в силу своего возраста или характера, таким детям я даю возможность понаблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если ребенок занят каким либо интересным делом, я не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем, стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру.
Из сказанного следует, что:
1. Игра является основной формой организации разных видов детской деятельности, игру включаю во все виды взаимодействия с детьми;
2. В течение дня часто меняю вид деятельности, провожу разнообразные игры (сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, дидактические).
3. Включаю игровые эпизоды и игры - потешки в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление) делаю их для малышей более привлекательными, что способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, способствует поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.