Лучший педагог года

Система игровых заданий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Наталья Былинкина
Система игровых заданий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из задач дошкольного образования является сенсорное развитие детей, так как именно с непосредственного восприятия начинается процесс познания, процесс умственного развития. Дети до трех лет наиболее восприимчивы к окружающему миру, к его познанию посредством анализаторов.

Публикация «Система игровых заданий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста,» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающим мире. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом, вкусовом и обонятельном восприятии. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики и психологии (Е. Н. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сухомлина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к окружающему. Ребенок становиться обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительными последующие стадии обучения.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей действительности, в частности – предметов, их свойств и качеств.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель : разработать систему игр или творческих заданий, которая поможет научить детей 1-ой младшей группы воспринимать объекты материального мира посредством всех анализаторов. В связи с этим были определены задачи :

- расширять опыт ориентировки детей в окружающем, при его непосредственном восприятии различными анализаторами; обогащать детей сенсорными впечатлениями;

- научить детей выделять признак или группу признаков, группировать объекты по заданному признаку, соотносить признаки объектов с сенсорными эталонами;

- развивать у детей коммуникативные способности при организации электронной игры «Чикко и Вселенная», а так - же специально разработанных игр по сенсорному развитию.

Перед нами встал вопрос: какие педагогические средства необходимо использовать, чтобы научить детей 1-ой младшей группы различать объекты окружающего и не только по форме, цвету величине, но и по количеству частей, по весу, рельефу, влажности, температуре и т. д.

Нами были изучены методики сенсорного воспитания, апробированы методы ТРИЗ (методика решения изобретательских задач : морфологический анализ, типовые приемы фантазирования, синектика, метод аналогии, П. А. Венгер, Э. Г. Пилюгиной и др., элементы которых в дальнейшем были использованы при разработке творческих заданий. Так же была изучена педагогическая литература: Т. А. Сидорчук, И. Я. Гудкович «Методы развития воображения дошкольника», г. Ульяновск, 1997 год, «Творческие задания в работе с дошкольниками: сборник методических материалов НМЦ № 242 «Садко»/ Под общ. Ред. Т. А. Сидорчук – Челябинск, 2000 год, «Золотой ключ» творческого мышления. Сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения д/с № 277 г. Самары», под ред. Т. А. Сидорчук, Челябинск, 2000 год. Была освоена электронная игра «Чикко и Вселенная».

Было принято решение и апробировать систему игр и игровых заданий, направленных на сенсорное развитие детей 3-го года жизни. В систему включены традиционные игры на развитие слухового и зрительного восприятия, разработанные игры на совершенствование тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов и игровые задания на усвоение признаков объектов из электронной игры «Чикко и Вселенная».

На первом этапе детям были предложены игры на восприятие объектов материального мира через зрительный, слуховой и тактильный анализаторы (игры с Чикко, «Часть – целое», «Какой по форме?», «Найди друзей по цвету», «Угадай, какой по форме?» и т. д. Приложение № 1 «Игры с Чикко»). Затем подбирали материал для игр на развитие обоняния и вкуса. Мы подбирали предметы, несущие максимальный объем сенсорной информации (форма, объем, вес, запах, вкус). Нами были разработаны собственные игры. Все игры были объединены в единую систему игровых заданий для детей 3-го года жизни. Система представляет собой перспективный план, разделенный поквартально на 3 части. В каждой части системы представлены игры и игровые упражнения на формирование у детей понятия имя признака через тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и обонятельное восприятие. В этой работе активно принимали участие родители.

В первом квартале (сентябрь, октябрь, ноябрь) дети знакомятся с электронной игрой «Чикко и Вселенная», где узнают имена признака: цвет, форма, размер, части. Занятия проводились один раз в неделю с подгруппой детей в количестве 8 человек. На первом занятии дети познакомились с цыпленком – Чикко, наблюдали за его изменениями, активно вступали в диалог. На последующих занятиях дети знакомились с признаками объектов (цвет, форма, величина, части) с помощью игр с Чикко. Для этого была изготовлена картотека игр с Чикко.

Так как в компьютерной игре признаков было недостаточно, было увеличено количество признаков за счет специально изготовленных настольных дидактических игр для детей. Так появились игры: на формирование у детей представлений о признаке цвет «Найди друзей Чикко по цвету»; на формирование у детей представлений о признаке размер. «Сложи большого и маленького Чикко», игра «Сложи круглого (квадратного, треугольного) Чикко» формирует представления о признаке форма, а игра «Сложи Чикко из частей» формирует представления о признаке части. Цель игр: научить различать и называть имя признака, находить объекты по заданному признаку, делить и складывать объекты по частям. Дети с интересом играли в эти игры, принимали активное участие во всех преобразованиях цыпленка.

Так же, в процессе дидактических игр, дети знакомятся с такими именами признака как вес, вкус, запах, рельеф и др. Например, в игре «Чудесный мешочек», опираясь на свои тактильные ощущения, ребенок определяет какова поверхность объекта, а в игре «Узнай и назови» ребенок, опираясь на свои вкусовые ощущения определяет и называет овощи, фрукты, сладости и называет свои ощущения: кислое, сладкое, соленое и т. д.

Во втором квартале игры и игровые упражнения немного усложняются и уже к знакомым играм добавляются новые, например: «Узнай профессию», «Что готовят на обед» - на формирование понятия имени признака – запах, «Какое это?»- описывают рельеф образца бумаги, опираясь на свои тактильные ощущения. На этом этапе добавляются игры, где дети учатся группировать объекты по одному и нескольким признакам, находить объект из предложенных по заданному признаку.

В третьем квартале игры повторяются и дети закрепляют имена признаков.

Часть игр и упражнений данной системы можно проводить одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим. Остальные игры проводятся вне занятий, в свободной деятельности детей.

Продуктивность данной системы была подтверждена результатами мониторинга Б. И. Канаева. На конец учебного года мы получили следующие показатели:

По познавательной грани в сфере познания окружающего мира В – 7,1%, Д – 85,8% - 12 детей, К – 7,1% -1 ребенок, причем 5 детей – 35,7% - отмечены «знаком лидера», в сфере математических представлений В – нет, Д – 78,6% - 11 детей, К – 21,4% - 3 ребенка, причем 4 ребенка – 28,6% - отмечены знаком лидера. По эстетической грани В – нет, Д – 92,8% - 13 детей, К – 7,1% - 1 ребенок. А в сфере познания ИЗО искусства (Лепка) В – нет, Д – 50% - 7 детей, К – 50% - 7 детей, в ИЗО искусстве (рисование) достаточный уровень увеличился на 28,6% и 6 детей – 42,9% - отмечены «знаком лидера».

Таким образом, можно сделать вывод, что данная система игр и игровых заданий помогает развивать у малышей сенсорные способности, осваивать сенсорные свойства объектов в системе от простого к более сложному, осваивать сенсорные эталоны. Данная система доступна для работы всех педагогов с детьми 3-го года жизни.

Приложение 1

Электронная игра «Чикко и Вселенная»

Эта электронная игра напоминает сказку про цыпленка, а в сказках всегда живут волшебники и происходят чудеса. Волшебники воздействуют на какой – либо объект и он изменяется. Изменяться объект может по разным признакам: по частям, цвету, форме, времени, по месту, где находиться, по действию и др. Вот и в игре изменяются признаки -изменяются возможности Чикко. Включая игру. Ребенок видит внизу экрана волшебные сундучки. В каждом сундучке живет волшебник:

1. Увеличение – Уменьшение

2. Дробление – Объединение

3. Наоборот

4. Время

5. Замри – Отомри

6. Специал – Универсал

Открывая сундучок с определенным волшебником, появляются имена признаков, которые будут преобразовываться.

Играя с фантастическими преобразованиями цыпленка, ребенок познает имена признаков: форма, цвет, размер, части, действия, место, действия, вещество. Когда мы думаем о конкретном объекте, мы анализируем значение тех или иных признаков. Для создания нового объекта необходимо преобразование этих признаков и выявление их взаимосвязи и взаимодействия. Цыпленок Чикко играет с ребенком и показывает, как волшебники преобразовывают его признаки. Например, какие признаки Чикко надо изменить, чтобы он выжил в космосе, или что будет происходить с цыпленком, если он постоянно меняет свою форму.

Целью этой игры является формирование у детей понятия «имени признака» и умения реконструировать его значения.

Приложение №1а

Игры с Чикко для детей 2-3 лет.

На формирование понятия признака Цвет.

Игра «Найди друзей Чикко по цвету».

Цель: формировать у детей понятие признака – цвет; учить находить предметы по заданному признаку.

Детям предложены изображения Чикко в разных цветах (красный, синий, зеленый, желтый). Дается задание : «Найди картинки такие же по цвету, как красный Чикко». Отрабатываются разные названия цветов.

Игра «Спрячем Чикко в домик».

Цель: формировать у детей понятие признака – цвет; учить группировать объекты по заданному признаку.

Детям предложены изображения Чикко в разных цветах

(красный, желтый, зеленый, синий, разноцветный). Дается задание : «Найди домик такой же по цвету, как разноцветный Чикко». Отрабатываются все названия цветов.

Игра «Живое домино».

Цель: формировать у детей понятие признака – цвет; учить слушать сигнал воспитателя и по сигналу находить объекты по заданному признаку.

Разные по цвету изображения Чикко расположены в разных местах группы. Детям повязывают на руки ленты различных цветов в виде браслетов. По сигналу дети подбегают к изображению Чикко так, чтобы цвет Чикко совпал с цветом ленты на руке ребенка.

Игра «Чикко – рыболов».

Цель: учить группировать объекты по оттенкам одного цвета. Закрепить названия основных цветов.

Детям предложены изображения Чикко в разных цветах. Дается задание : «Сложи в ведерко те рыбки, которые поймал желтый по цвету Чикко». Отрабатываются все цвета

Игры на формирование понятия признака Форма.

Игра «Подарки для Чикко».

Цель: формировать у детей понятие признака – форма; учить находить объекты по заданному признаку.

Детям предлагают изображения Чикко разной формы (квадратный, круглый, треугольный). Дается задание : «Найди картинки такие же по форме, как круглый Чикко». Отрабатываются все формы.

Игра «Спрячь Чикко в домике».

Цель: формировать у детей понятие признака – форма;

учить соотносить объекты по форме.

Детям предлагают домики с изображениями Чикко. Окошечки в домиках разной формы. Дается задание : «Закрой окошечко так, чтобы Чикко спрятался».

Усложнение: предлагают домики разных цветов и окошечками разной формы. Например: зеленый домик с круглым окошечком зеленого цвета.

Игры на формирование понятия признака Части.

Игра «Сложи Чикко из частей».

Цель: познакомить детей с именем признака – часть; учить собирать объекты из частей.

Детям предлагают собрать портрет Чикко из четырех частей.

(по типу «разрезные картинки»).

Усложнение: предлагают собрать Чикко из частей (туловище, клюв, гребешок, крылья, ноги).

Игра «Сложи из частей круглого (квадратного, треугольного) Чикко».

Цель: учить детей различать и называть имя признака – части; учить складывать объекты из нескольких частей. Закрепить названия форм (круглый, квадратный, треугольный).

Детям предлагают собрать круглого Чикко из соответствующих по форме частей. Аналогично с другими формами.

Игры на формирование понятия признака Размер.

Игра «Сложи из частей большого и маленького Чикко».

Цель: учить детей выделять имя признака – размер и его значения: большой, маленький.

Детям предлагают собрать Чикко заданного размера из соответствующих частей.

Игра «Сложи большого и маленького Чикко».

Цель: учить детей выделять имя признака – размер и его значения: большой, маленький.

Детям предлагают собрать портрет большого и маленького Чикко (по типу «разрезные картинки»).

Приложение №2

Игры для детей 2-3 лет на формирование представлений о предметах посредством анализаторов.

На формирование представлений о предмете через органы слуха.

Цель игр: развивать слуховое восприятие, тренировать память, внимание.

«Угадай что звучит»

Цель: учить узнавать и называть музыкальные инструменты, ориентируясь на свои слуховые ощущения.

На столе перед детьми лежат музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушка, треугольник, гармонь). Предлагается детям послушать, как звучит каждый из инструментов. Затем ребенку предлагают надеть на глаза темную повязку, а вы играете на каком – либо инструменте. Задача малыша – угадать, какой инструмент звучит.

«Волшебные звуки»

Цель: учить узнавать и называть объекты, ориентируясь на свои слуховые ощущения.

Перед детьми лежат предметы, сделанные из разных материалов (стеклянная банка, игрушечный барабан, деревянный кубик, пластмассовая игрушка и т. д.). Предложить детям послушать, как «поет» каждый предмет и палочкой постучать по каждому. Затем детям надевают темные повязки на глаза. Вы ударяете по какому – либо объекту. Дети должны угадать, по чему вы ударили.

«Где я?»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, развивать способность ориентироваться в пространстве, опираясь на свои слуховые ощущения.

Попросите детей надеть повязки на глаза. Взрослый перемещается по группе в разных направлениях, при этом звеня в колокольчик. Малыши должны рукой указать место, где вы находитесь.

«Тише, мыши»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал.

Возьмите бубен. Предлагаете детям под громкий стук бубна превратиться в медведя и усиленно топать, а под тихий звук становиться маленькими мышками и бежать тихо на носочках.

«Угадай, кто позвал»

Дети становятся в круг. Одному малышу завязывают глаза. Кто – то из других детей произносит имя водящего. Задача малыша – угадать, кто его позвал.

На формирование представлений о предмете через тактильные ощущения.

Цель игр: развивать тактильные ощущения, тренировать память, внимание

«Отгадай, что в руке»

Цель: учить детей узнавать объекты по характерным признакам, описывать свои ощущения.

Одному из детей предлагают закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Для игры можно использовать предметы разной величины, формы, сделанных из разных материалов. Ребенку предлагают описать свои ощущения, например: «Это маленькое, круглое, легкое, мягкое. Это мяч»

«Чем отличаются?»

Цель: учить описывать объекты, развивать умение сравнивать объекты, находить сходства и различия по своим ощущениям.

Детям предлагают закрыть глаза. Одному из детей кладут в руки два разных предмета, например, камень и лист бумаги. педагог предлагает малышу описать их отличия, ориентируясь на свои тактильные ощущения, а затем нагадать, какие предметы у него в руках.

«Найди нужную фигуру»

Цель: учит находить объекты заданной формы, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Из разных видов бумаги (картон, бархатная бумага, альбомный лист, газетный лист и т. д.) вырежьте геометрические фигуры. Педагог завязывает ребенку глаза и предлагает выбрать из вырезанных фигурок все круги. Аналогично нужно отыскать квадраты, прямоугольники, треугольники.

«Выбери ткань»

Цель: учить называть и находить объекты, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Перед детьми на столе лежат образцы тканей (шелк, бархат, мех, шесть). Вместе с детьми рассмотрите каждый образец, опишите его, дайте ему краткую характеристику: шелк – гладкий, шерсть – колючая, мех – пушистый, бархат – шершавый. Затем предлагаете детям завязать глаза и просите одного малыша угадать, какой тканью вы повели по его руке. Открыв глаза, ребенок должен показать нужный образец.

«Угадай, что это?»

Цель: учить называть объекты, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Детям предложены разные виды круп в небольших емкостях. Детям завязывают глаза. Каждому ребенку предлагают поочередно опускать руку в емкости и угадать, в какой чашке какая крупа находиться.

«Угадай, кто это?»

Цель: учить узнавать детей, ориентируясь на свои тактильные ощущения.

Детям предлагают поиграть с ручками. Одному ребенку педагог завязывает глаза и предлагает с помощью рук узнать и назвать имя ребенка, который стоит рядом с ним, причем малыш должен рассказать, ориентируясь на свои ощущения, во что одет его товарищ.

Формирование представлений об объекте через вкусовые ощущения.

Цель: развивать вкусовые ощущения.

«Что купили в магазине?»

Цель: учить узнавать и называть объекты, ориентируясь на свои вкусовые ощущения.

Детям завязывают глаза и предлагают узнать, что кукла купила в магазине. Каждый ребенок поочередно пробует на вкус каждый образец продуктов и называет его. Для игры можно использовать лимон, сахар, помидор, соль и др.

«Какое это?»

Цель: описать объект, ориентируясь на свои вкусовые ощущения.

Детям завязывают глаза и предлагают поиграть с язычком. Каждому ребенку, поочередно, предлагают образец продукта и просят описать свои вкусовые ощущения, например: «Это кислое». Педагог предлагает вспомнить, что бывает таким же кислым:

«Лимон».

Формирование представлений об объекте через органы обоняния.

«Волшебный магазин»

Цель: учить узнавать и называть объекты.

Для игры педагог готовит образцы с различными запахами

(духи, апельсин, кофе, клубники и т. д.)

Детям предлагают посетить волшебный магазин и узнать, что там продают. Педагог завязывает детям глаза и просит понюхать один из образцов. Дети должны назвать, что это.

«Чем пахнут профессии?»

Цель: узнавать профессии по запаху, закрепить названия профессий.

Предложить детям экскурсию по детскому саду. Подойдя к кухне, предложить детям закрыть глаза и понюхать, чем вкусным пахнет. Затем зайти в медицинский кабинет, закрыв глаза, понюхать, чем пахнет. Аналогично в другие помещения детского сада.

Формирование представлений о предмете посредством зрительного анализатора.

К таким относятся игры с признаками предмета, которые можно увидеть (цвет, форма, величина, части и т. п.). К ним можно отнести игры «Найди друзей», «Геометрическое лото», «Подбери нужные объекты», «Найди части» и другие на выделение одного признака, определенного зрением и группировки объектов по заданному признаку.

Литература.

1. Апресова А. Г., Сидорчук Т. А. Игровые задания с детьми 2-3 лет по подготовке к формированию элементарных математических представлений. /А. Г. Апресова, Т. А. Сидорчук. – Ульяновск: «Вектор – С», 2010. – 44 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М., 2012.

3. Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Формирование системного мышления дошкольников. - Ульяновск, 2015 г. - 80 с.

4. Сидорчук Т. А., Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014. С120. Приложения.

5. Сидорчук Т. А. Технологии развития мышления, воображения и речи дошкольников. Методическое пособие/ Сидорчук Т. А - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 100 с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под. Ред. Вераксы, Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 352 с.

7. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 2009. - С. 19-21. 46.

Публикации по теме:

Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное.

Годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и занятий по экологии с детьми 3–5 лет МБДОУ «Крутоярский детский сад» - 2017 год. Годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и занятий по экологии в группе «Капризка».

Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках.

Консультация для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста Сенсорное воспитание детей раннего возраста (консультация для воспитателей). На втором году жизни, если созданы все необходимые условия,.

Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному воспитанию для детей раннего дошкольного возраста Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному воспитанию. Цели: Формирование навыка скоординированной работы рук в процессе.

Малый сборник игровых заданий Е. Ешулешко Сторонники социо-игровых подходов к педагогике отличаются крайне настороженным отношением к таким словосочетаниям «цель задания», задача.

Повышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возрастаПовышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста Презентация: "Повышение компетенции родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста"Кадошникова А. С. "Повышение компетенции родителей.

Проект по сенсорному развитию детей раннего возрастаПроект по сенсорному развитию детей раннего возраста Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – май. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети 1 младшей группы,.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система игровых заданий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Опубликовано: 28 мая 2017 в 21:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система игровых заданий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Былинкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД