Смирнова Мария
Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста»
▼ Скачать
Педагогический доклад «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада представить свой доклад на тему «Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста». Насколько нам известно, третий год жизни ребенка характеризуется зарождением начала игры, поэтому большое внимание необходимо уделять развитию игровой деятельности детей. И одной из главных целей развития сюжетно-отобразительной игры является организация практического опыта осуществления игровых действий детей, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Публикация «Педагогический доклад „Формирование сюжетно-отобразительных умений у детей раннего возраста“» размещена в разделах
Исходя из этой цели можно определить следующие задачи, они представлены на слайде.
Как известно, игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который открывает широкие возможности для воспитания ребенка. В раннем возрасте (1-3г) характерна предметная деятельность, с предпосылками сюжетно-отобразительной игры, где малыши осваивают назначения и свойства предметов, начинают отображать разные стороны окружающей действительности. Задачей у педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры, помогать детям переносить знания об окружающем мире в игру, формировать предметные способы решения игровых задач, игровые действия с игрушками, предметами- заместителями.
Для реализации цели необходимо организовать пространственную предметно-развивающую среду и систематизировать игровую деятельность.
Для формирования у детей сюжетно-отобразительных умений я использую в работе следующие методики, они представлены на слайде.
Одним из этапов сюжетно-ролевой игры является этап сюжетно-отобразительной игры (1-3г, где от отдельных действий с предметами переходят к связанным действиям по смыслу, дети отражают бытовые действия, учатся способам решения игровых задач, действиям с предметами заместителями, с воображаемым предметами. Роль дети пока не принимают, вместе не всегда играют. Поэтому важно создать насыщенную предметно-пространственную среду, среда должна быть мобильной, трансформируемой, безопасной.
Некоторые примеры среды представлены на следующих слайдах. Это предметы, изображающие посуду, муляжи продуктов, мебель, трансформируемая, легкая, чтобы дети могли ее перемещать, бытовая техника, игрушки –куклы (в одежде 4 цветов, плоскостные куклы, пупсы голыши,крупные модули, телефоны, ширмы, ящик с предметами –заместителями.
Для выполнения задачи по развитию самостоятельной игровой деятельности с различными предметами были использованы занятия совместно со взрослым, культурные практики. Дети многому научились и в самостоятельной игре воспроизводили действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать, кормили, гуляли, с другими игрушками (строили домик, катали коляски,строили различные постройки из кубиков и кирпичиков (дорожку, кроватку и т. д.).
Для освоения и назначения свойств предметов, стимулирования овладением орудийными действиями в игре также применяются методики, представленные выше, и дети научились пользоваться лопаткой во время прогулок, аккуратно и правильно пользоваться ложкой, совочком в песочнице и другим действиям.
Для возникновению и развития сюжетно-отобразительной игры очень хорошо помогла методика Зворыгиной, где подробно описаны занятия. Дети постепенно начинают обозначать выполняемую в игре роль : я-шофер, ты –пассажир. Часть игрушек постепенно заменяется предметами – заместителями и ребенок осознает условность в игре, заявляя «это как будто», «это понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, «поплавать» и. т. д.
Для успешной реализации цели необходимо взаимодействовать с родителями. Наладить взаимоотношения помогают следующие формы работы :Анкетирование;Совместное создание предметно-игровой развивающей среды;Семейный опыт «Я играю дома».
В рамках следующего педагогического совета, я планирую провести диагностику развития сюжетно-отобразительной игры у детей 4 группы методом педагогического наблюдения и выявить «слабые» места в игре у детей, с дальнейшей корректировкой в индивидуальной работе.
Благодарю за внимание, спасибо!