Анна Здоровец
Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Публикация «Развитие и воспитание сенсорных способностей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).
Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
И мы, педагоги, должны расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
В своей работе я поставила следующую цель и задачи: (которые вы видите на экране).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Формирование у детей систем перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).
Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок); оформила уголок сенсорики, игры с песком, водой.
• В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения,
• наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,
• словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа.
Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина, «Медведь и пчелы» (величина, количество) и др.
Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например, инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках. Вместе устанавливаем, что их много.
Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:
• подбор одинаковых величин по образцу;
• различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;
• закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов. Например, побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме как яблоко». Далее предлагаю найти детям самостоятельно объекты с данным значением признака (круглое по форме колесо, солнце, побуждаю к составлению сравнений.
Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.
При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Например, для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Башня из красных и зелёных кирпичиков».
В задании ребенку показываю 5 брусков, сложенных «башней» (наложенный один на другой, одного цвета: красного или зеленого. Ребенку даю 5 брусков красного и 5 брусков зеленого цвета, перемешанных произвольно, и предлагаю сделать «башню» такого же цвета, как у меня.
Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.
Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.
С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности.
Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.