Анна Степанова
Развитие и воспитание детей раннего возраста в сельских местностях
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – особое время развития организма детей. Наш детский сад работает по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» под редакцией Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. Цель данной программы – развитие целостной личности ребенка- его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Публикация «Развитие и воспитание детей раннего возраста в сельских местностях» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Практически все механизмы в коре головного мозга не зависят от наследственности, а развиваются непосредственно в результате контакта организма с окружающей действительностью. Особенно заметно это происходит в первые три года жизни, поэтому важно вовремя закладывать предпосылки здорового развития ребенка.
Профессор Н. А. Аксарина, являясь основателем ясельного дома, в нашей стране впервые сформировала комплекс особенностей развития детей в раннем детстве. Она утверждала, что организм ребенка развивается в быстром темпе. Ни в каком ином временном отрезке детства не прослеживается такого быстрого обогащения массы и длины тела ребенка, становление всех функций мозга. Быстрый темп формирования детского организма имеет свои особенности. Непосредственно, прежде всего, это скачкообразность развития. Критические моменты в развитии человека – 1 год, 2 года, 3года, 6-7 лет, 12-13 лет. Именно в эти временные отрезки происходит резкие изменения в формировании новейших качеств в детском развитии : 1 год – это время овладения ходьбой; 2 года — становление наглядно — действенного мышления, переломный момент в становлении речевых навыков; 3 года – период яркой связи поведения и развития малыша со второй сигнальной системой, становление личностного развития; 6 — 7 лет — период зрелости к школьному обучению; 12-13 лет – половое созревание, развитие гендерных особенностей данного возраста. [2; 165].
Скачкообразность отражает закономерный, обоснованный ход развития ребенка. Если скачки в развитии отсутствуют, то это является признаком дефектов в развитии малыша. Следовательно, очень важно во время обогащения ребенком опыта существования в обществе создавать эффективные условия для своевременного формирования нового качества в развитии различных функций. Очень важно понимать, что критические периоды несут преодоление огромных трудностей ребенком и могут идти параллельно со снижением работоспособности детей и другими расстройствами функций детского организма. Хороший уход, щадящий нервную систему ребенка, забота, внимание, помогают ему преодолеть все трудности на данный период.
От быстрого установления связей с окружающим миром и медленным закреплением реакций зависит темп развития ребенка. Для умений и навыков детей раннего возраста характерен неустойчивый и незавершенный характер. В связи с этим в обучении детей необходимо использовать повтор пройденного материала, обеспечить связь между самостоятельной работой ребенка и окружающими его взрослыми. Скачкообразность в развитии ребенка раннего возраста зависит от созревания множества функций в определенные временные рамки. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, наблюдая эту закономерность, выделили ведущие линии в развитии ребенка, на основе периодов, в которых прослеживается особая чувствительность малыша к определенным видам воздействий. Они отмечали, что воспитывая детей, особое внимание должно уделяться становлению тех реакций, которые созревают вновь или непосредственно впервые и которые не могут формироваться самостоятельно, без каких-либо целенаправленных действий взрослого. Например, «комплекс оживления», который присущ малышу в 3 месяца, умение пользоваться простыми предложениями в разговоре со взрослым в 2 года, появление игр с ролями в 3 года.
В связи с быстрым темпом развития организма, для ребенка до 3 лет характерна большая ранимость, лабильность его внутреннего состояния. В данном возрасте малыш подвержен частым и внезапным заболеваниям, резко меняется его эмоциональное состояние, он легко утомляются, нервная система неустойчива. Фундаментом в обучении детей раннего возраста является развитие ряда способностей : подражание, воспроизведение, навыки наблюдения и умения слушать, сравнивать, анализировать, различать, сопоставлять, синтезировать жизненный опыт.
Еще одной особенностью раннего возраста является взаимозависимость здоровья, физического и нервно-психического состояния детей. Крепкий, физически здоровый ребенок намного меньше подвержен заболеваниям и лучше развивается психически. Но не следует забывать, что даже незначительные нарушения в самочувствии малыша оказывают отрицательное влияние на его эмоциональную сферу, поведение.
Каждого здоровый ребенок в первые три года своего существования имеет высокую степень ориентировочных реакций на все его окружающее. Эта возрастная особенность активизирует непосредственно потребности в сенсомоторном развитии. Наукой доказано, что если детей ограничить в обогащении информацией и ее переработке, то в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедляется. Сенсорные потребности являются основанием для высокой двигательной активность малыша, а движение –это естественное, обусловленное состояние ребенка, которое отвечает за развитие его интеллекта и личностного становления в будущем.
Особое место в раннем детстве отдается эмоциям ребенка, которые непосредственно возникают при проведении режимных моментов – кормлении, бодрствовании ребенка, формировании поведения. Эмоции обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Положительные эмоции, возникающие при взаимодействии и общении со взрослыми и со сверстниками – залог становления полноценно развитой личности ребенка.
Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Его функцией является обеспечение всех условий, которые необходимы для становления положительного состояния здоровья ребенка. При общении с ребенком, взрослый дарит тепло, ласку, предоставляет тот объем и содержание информации, которая будет полезна для развития ума и внутреннего состояния души ребенка. Доброжелательное отношение, спокойное, понимание, сочувствие являются залогом уравновешенного состояния малыша.
В воспитании детей раннего возраста должно главенствовать единство воздействия всех участников воспитательного процесса : педагогов, родителей и других близких членов семьи. Это одно из условий, которое обеспечивает полноценное, всестороннее развитие ребенка, его хорошее самочувствие. В семье нередко ребенку уделяют внимание и воспитывают несколько человек : мать, отец, бабушка, дедушка и другие взрослые – и действия их не всегда носят согласованный характер или непостоянство в требованиях к ребенку. Следовательно, в этих случаях малыш не может сориентироваться в правильности своего поведения, не понимает, как точно вести себя в различных ситуациях. Часть детей не подчиняется требования и просьбам взрослого, другие, более сильные, пытаются адаптироваться к возникшей ситуации, каждый раз меняя свое мнение и поведение, что является для них труднейшей из задач. Ребенок, пытаясь угодить каждой из сторон, наносит огромный вред для своего психического здоровья. Именно поэтому сами взрослые зачастую становятся причиной неуравновешенного, агрессивного поведения ребенка. Следовательно важно знать и понимать, что требования должны быть согласованными и одинаково посильными для малыша. [5; 112].