Виктория
Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей
детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования, и перед до-школьными учреждениями стоит важная задача творческого развития каждого ребенка как уникальной личности. Решая задачу развития творческого потенциала ребенка, мы ищем новые подходы, технологии к воспитанию дошкольников, формированию творческой активной личности, стремясь совместить их с существующими программами, с образовательным стандартом.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реализация программы творческого развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Развивать творческую личность может только педагог, сам не чуждый творчеству. Искусство играет огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогиче-ской теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно-творческая деятельность.
Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка до-школьного возраста? Художественно-творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).
Каждый педагог знает : способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.
По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изоб-разительному искусству, развивать детское творчество, я на занятиях использую не-традиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.
Возвращаясь в свое детство, вспоминаю, как я по крупицам собирала свои «драгоценности» (камешки, ракушки, кусочки кружева и ткани, бусинки, пуговицы, фантики). На взгляд взрослого это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценны и значимы, как настоящие дорогие игрушки. А почему эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Каждая новая и использованная вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
Немаловажным условием является также создание благоприятной художе-ственно-эстетической среды в детском саду, в группе, поэтому в начале учебного года большое внимание мы уделяли созданию в группе эстетической развивающей среды. Мы старались вызвать у детей радость, удовольствие от уютной, домашней, красивой обстановки группы, групповых уголков, атрибутов к сюжетно-ролевым играм (это и красивые салфетки, и нарядная скатерть в кукольном уголке, красивые покрывала на кроватках, и красивые книжки, иллюстрации в уголке книги, и расписанные полочки в уголке изодеятельности). Детский сад и группу часто украшаем детскими рисунками. Особое внимание уделяем эстетическому оформлению материала для занятий: подставки для кисточек украшены. Игрушки, иллюстрации, картинки для рассматривания выглядят эстетично. Стараемся, чтобы занятия были эмоционально окрашены, для этого создаем игровую ситуацию, подбираем стихотворение, песенку, потешку или прибаутки. Это усиливает эстетические переживания, а затем и образное решение. Искусство должно входить в жизнь детей с младшего возраста, поэтому мы вместе с детьми рассматриваем рисунки в книгах, иллюстрации известных художников Васнецова, Чарушина и других. Учим замечать яркость цветовых образов, эмоционально откликаться на рисунок. Велико значение в эстетическом воспитании принадлежит народной игрушке. Дети искренне радовались, видя движущуюся богородскую игрушку, яркую, красивую дымковскую барышню, удивительную русскую матрешку. Их мы вносим заранее в группу, чтобы вызвать интерес к ним.
Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, используем художественное слово, загадываем загадки, читаем потешки, стихи.
Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей :
во-первых, эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
во-вторых, образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление); в-третьих, воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность, и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
в-четвертых, эмоциональное отношение к предметам эстетического характера, к художественной деятельности – это важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
в-пятых, мелкую моторику рук.
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами, инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные матери-алы, формы поверхности, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками, осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, при-родного материала.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира – непременное условие развития творческих способностей детей.