Александра Горбунова
Развитие грамматического строя и связной речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Концептуальное изложение педагогического опыта
Развитие грамматического строя
и связной речи дошкольников
с помощью дидактического материала
«Логические блоки Дьенеша»
Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как,
исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.
К. И. Чуковский.
Введение
Публикация «Развитие грамматического строя и связной речи дошкольников с помощью дидактического материала „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности познания мира, общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал
Актуальность педагогического опыта
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, речевого и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша (далее по тексту Блоки) – дидактический материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.
Общеизвестно, что основная цель использования Блоков как дидактического материала : научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. И в то же время игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов.
Сегодня вопрос речевого развития дошкольников стоит особенно остро, в том числе и для моих детей, так как освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Результаты педагогической диагностики, наблюдения за детьми в ходе их речевого общения между собой и со взрослыми, позволили выявить ряд проблем развития речи, в том числе недостаточный уровень развития у многих детей фонематического слуха, умения согласовывать слова в предложении, построения сложноподчинённых предложений, составления рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием раздаточного дидактического материала.
Изучив информацию о работе с Блоками, проанализировав их значение для развития дошкольников, меня заинтересовал дидактический потенциал Блоков для развития всех компонентов устной речи моих воспитанников.
Немаловажное значение для активизации работы в данном направлении продиктовали требования ФГОС ДО, определяющие решение задач речевого развития в процессе интеграции с другими видами деятельности детей [1].
В соответствии с этим была определена цель и поставлены задачи.
Цель и задачи педагогического опыта
Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития речи воспитанников в разных видах детской деятельности.
2. Адаптировать дидактический потенциал Блоков для развития всех компонентов устной речи детей.
3. Заинтересовать родителей играми с блоками Дьенеша в условиях семейного воспитания.
Новизна педагогической идеи
В качестве новизны педагогической идеи выступает то, что детям предлагается ряд игр по развитию всех компонентов устной по аналогии с классическими авторскими играми Золтана Дьенеша. Модернизированные игры «Обручи», «Художники», сюжетно-ролевая игра «Магазин» решают задачи формирования умения согласовывать слова в предложении, построения сложноподчинённых предложений. Игры на звуковой анализ слова «Где спрятался звук» помогают развивать фонематический слух воспитанников. Авторский лэпбук «Игры с блоками» способствует закреплению речевых игр. Пальчиковый театр «Жили-были…» с использованием геометрических фигур развивает умение составлять рассказы на предложенную тему.
Методологические основы использования блоков Дьенеша
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. По мнению Носовой Е. А. методика Дьенеша помогает детям дошкольного и младшего школьного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для них психологические процессы [2]. Золтан Дьенеш, основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.
В набор для игры входят 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.
В ходе работы с авторским дидактическим материалом у детей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.
Для того, чтобы эффективно и оптимально использовать данное дидактическое пособие в решении всех задач, я познакомилась с литературой, посвященной этой теме. Много интересного, полезного материала и знаний я получила, изучая труды наших отечественных педагогов. Это книга «Давайте поиграем» Абрама Ароновича Столяра и пособие «Логика и математика для дошкольников», в котором автором целого раздела «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал» является доцент Могилевского педагогического института Елена Адамовна Носова.
Во всех этих пособиях представлена работа с детьми, которая способствует развитию мыслительных умений, познавательных процессов, творческих способностей. Авторы обращают внимание на то, что данная игровая технология способствует и развитию речи детей – при этом они расширяют речевой запас (активный и пассивный, строят высказывания с союзами «и», «или», частицей «не».
На современном этапе разнообразный опыт коллег, представленный широко в Интернет – пространстве, позволил расширить практику использования Блоков в работе с детьми по всем направлениям, подсказать идеи для разработки модифицированных игр, методов и приёмов по речевому развитию.
Практика показала, что в основе эффективной работы лежит организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС, проектирование использования игр с блоками в разных видах детской деятельности, проведение индивидуальной работы с детьми, организация сотрудничества с родителями.
Развитие всех компонентов устной речи дошкольников
с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Методы и приёмы развития всех компонентов устной речи
Анализ задач речевого развития ООП ДО ДОУ позволил выделить и спланировать игровые методы и приёмы с блоками Дьенеша по развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями и с учётом комплексного подхода.
В соответствии с требованиями ООП ДО учреждения, начиная со средней группы, разработана и адаптирована картотека дидактических игр по развитию всех компонентов устной речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
При составлении картотеки используется принцип «спирали», смысл которого состоит в том, что каждая игра, повторяясь, усложняется с учётом возраста детей. Особой популярностью пользуются игры «Чудесный мешочек», «Рассели жильцов», «Клад», «Третий, четвёртый лишний». Главное правило всех игр - сопровождение действий соответствующей грамматической структурой предложений.
На примере авторской игры «Один обруч» (младшая группа, «Два обруча» (средняя и старшая группа, «Три обруча» (подготовительная группа) в задачи по развитию речи в основном входит речевое сопровождение действий детей с блоками.
По аналогии разработана и внедрена игра с обручами, в ходе которой дети учатся понимать обобщающие слова, совершенствуют фонематический слух, развивают умение правильно строить сложноподчинённые предложения.
На основании авторской игры «Художники» подобраны фоны для разных сюжетов (лес, река, море, трава, космос, зима и т. д.). Детям предлагается с помощью блоков создать свою картину и составить рассказ по ней.
В театрализованной деятельности, играя в пальчиковый театр «Жил-был (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник)», у детей формируется умение сочинять, связно и последовательно рассказывать короткие сказки.
Цикл «Расскажи сказку» с использованием технологии моделирования способствует развитию монологической речи, умения согласовывать слова в предложении, умения связно и последовательно пересказывать сказки, пользуясь блоками (блок – это какой-либо герой сказки).
Заинтересовала детей подготовительной группы игра-сказка «В царстве блоков», в ходе которой дети упражняются в придумывании своей концовки к сказке.
В лэпбуке «Игры с блоками» детям предложены игры:
- «Расскажи сказку» «Колобок»- совершенствование диалогической и монологической формы речи, развитие умения связно и последовательно пересказывать сказки, пользуясь блоками (блок – это какой-либо герой сказки).
- «Найди и опиши третий лишний» - упражнение детей в согласовании слов в предложении, совершенствование монологической формы речи.
- «Волшебные картинки» - совершенствование умения использовать разные части речи, умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины.
- «Опиши недостающую фигуру» - упражнение в подборе существительных к прилагательному (красный – круг, квадрат, прямоугольник и т. д., но красная – фигура,
- «Загадки о геометрических фигурах» - развитие умения высказывать свои мысли.
- «Расскажи и подбери по форме, цвету и размеру» - формирование умения во время игры отстаивать свою точку зрения, более точно выражать свои мысли.
- «Выучи стихотворение о геометрической фигуре» - развитие умения четко проговаривать все слова.
Мною составлена мнемотаблица «Геометрические фигуры», при запоминании которой используется прием – «оживление» геометрических фигур и составление сюжета.
Практика показала, что чем разнообразнее и интереснее организована деятельность с детьми с применением авторских и модифицированных игр, тем успешнее развиваются все компоненты устной речи.
Но при этом важно соблюдать последовательность и системность в работе.
Этапы реализации педагогической идеи
Данная игровая технология требует поэтапной работы. Ее можно образно представить в виде длинной интеллектуальной лестницы, а сами игры и упражнения – ступеньками, на каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.
Так как начало работы было положено в средней группе с детьми 4-5 лет, то этапы «Знакомство» и «Обследование» проходили одновременно. Играя с блоками Дьенеша - строя дорожки, башенки, домики - дети объясняли свои действия, называли составляющие части, описывали используемые фигуры по цвету, форме и размеру.
А на «Игровом» этапе с детьми 4-5, 5-6 лет, накладывая цветные блоки на цветные изображения, дети испытывали положительные эмоции, потому что в их руках плоскостные изображения превращались в объемные. Они рассказывали, как получилось то, или иное изображение.
Образец дидактического материала Ожидаемый ответ ребёнка
Чтобы построить трактор, я взял большой красный толстый прямоугольник, маленький синий толстый круг, большой синий толстый круг, маленький красный толстый прямоугольник, большой синий толстый квадрат, маленький желтый толстый прямоугольник, маленький желтый толстый квадрат.
В старшей группе на этапе «Сравнение» дети, сравнивая блоки, и оперируя такими словами как «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру и толщине учились образовывать новую речевую структуру.
Круг такой же, как и квадрат по размеру, цвету и толщине, но не такой по форме.
На следующем этапе («Поисковый») в игру включались элементы поиска. Дети учились находить блоки в соответствие со словесным заданием по одному, двум, трем или всем четырем признакам.
Словесное задание ребёнку Ожидаемый ответ ребёнка
Найди и покажи синий квадрат. Объясни, почему ты взял этот блок. Я взял этот блок, потому что это квадрат синего цвета
Найди и покажи синий, маленький, тонкий квадрат. Объясни, почему ты взял этот блок. Я взял этот блок, потому что это квадрат синего цвета. Он маленького размера. По толщине он тонкий.
Далее были введены карточки-символы (этап «Знакомство с символами», позволяющие кодировать и декодировать информацию. Согласно методике, детям объяснялось, что угадать блоки нам помогут карточки. Это карточки с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; с обозначением формы: силуэты фигур круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; с обозначением размера: большая фигура – домик с тремя окошками, маленькая фигура – домик с одним окошком; с обозначением толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, а тонкая – худым. Дети «читали» карточки, проговаривая каждое свойство и находили соответствующий блок. Сначала дети оперировали двумя-тремя свойствами, а потом усложняли до четырех свойств.
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуры, которые необходимо было отыскать, придумывали свои кодовые карточки. В результате в игру с блоками включился соревновательный элемент (этап «Соревновательный») – выигрывает тот, кто ни разу не ошибся при шифровке, при описании фигуры.
На этапе «Отрицание» в подготовительной группе, когда дети уже усвоили коды фигур, игры с блоками значительно усложнились – ввели значок отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «небольшой» и т. д.
Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», побуждают детей интересоваться смыслом слов (антонимов).
Формы включения методов и приёмов по развитию речи в режим дня
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент.
Работу с блоками включаю в организованную образовательную деятельность по речевому и познавательному развитию, что позволяет осуществлять взаимодействие с детьми по принципу деятельностного подхода.
Любимым занятием детей в утренние часы является игра «Дорога к домику», в ходе которой активизируют употребление в речи понятий «налево, направо, вперёд, назад, прямо», описывают свои действия.
Перед обедом во время проведения речевых минуток общения «Давайте поговорим» детям нравится играть в «Волшебные кубики», «Что изменилось», «Четвёртый лишний». Эти игры упражняют детей в согласовании слов в предложении.
Вечером детей больше привлекают сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Автобус», «Полет на ракете» с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игр и игрушек». Ценник – это плоскостная геометрическая фигура. Деньги – карточки с символами трех свойств (цвет, форма, размер). Дети приходят в магазин, выбирают себе понравившуюся игру, выбирают нужную «денежку», подходят к продавцу, рассказывают, что они хотят купить, объясняют почему. (Я хочу купить игру «Сложи узор». Я взял денежку, обозначающую «маленький, синий круг», потому что на игре находится этот ценник.)
Такие игры способствуют совершенствованию диалогической формы речи, помогают правильно строить сложноподчинённые предложения, составлять мини-описания.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для успешного решения задач речевого развития с использованием Блоков в группе создан и пользуется успехом у детей развивающий центр «Играем с блоками». В центре сосредоточены разные игры, как авторские, так и модифицированные, лепбук «Игры с блоками». Для сюжетно-ролевых «Магазин», «Поезд», «Автобус», «Полет на ракете» и подвижных игр «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Посадим красивую клумбу» изготовлены специальные карточки, которыми дети пользуются по желанию с учётом придуманного сюжета. Детей увлекает игра «Художники», где на любом выбранном ребенком фоне (лес, река, море, трава, космос, деревенский двор и т. д.) он может создать свой сюжет и составить рассказ по своей картине.
Организация сотрудничества с родителями
Во время проведения одной из суббот для родителей был показан фрагмент работы с блоками Дьенеша. После этого некоторые родители заинтересовались и стали спрашивать об этой развивающей игре. Поэтому им была предложена консультация «Игры с блоками Дьенеша», чтобы ответить на все интересующие вопросы – родителей пригласили на мастер-класс «Игры с блоками Дьенеша». Предложили родителям придумать свои игры.
Трудность в применении родителями данной игры в семье состоит в том, что методика не всем родителям понятна, низкая мотивация на использование с детьми, недооценивание роли данного пособия во всестороннем развитии ребёнка, в подготовке к успешному освоению программы начальной школы.
Результативность педагогического опыта
В качестве основного метода, позволяющего оценить влияние Блоков на развитие речи, использовала наблюдения за речевой активностью детей. По результатам можно сказать, что все дети научились группировать предметы по признакам их соотнесенности, развилось понимание обобщающего значения слов (круги, квадраты и т. д., расширилось понимание значения простых предлогов и активизировалось их использование в речи (в, на, под и т. д.). При формировании представлений о множестве дети правильно изменяют имена существительные по числам (прямоугольник – прямоугольники и т. д., согласовывают по родам, числам и падежам имена существительные с именами числительными (один треугольник, два треугольника и т. д.) и именами прилагательными (красный круг).
Дети хорошо составляют простые предложения, но продолжается работа по составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Я взял этот блок, потому что он красного цвета, треугольной формы, по размеру он большой и по толщине - толстый).
Дети, испытывающие затруднения в составлении связных рассказов, стали более успешны. Это отметили даже родители. Но работа с детьми продолжается.
В результате проведенной мною работы можно отметить более активное включение в диалог детей, испытывающих проблемы в общении. У детей с проблемами речевого развития заметны улучшения в звуковой культуре и грамматическом строе речи.
Перспективы развития педагогического опыта
В ходе проделанной работы убедилась, что системное и разнообразное применение дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» действительно помогает улучшить уровень развития всех компонентов устной речи воспитанников.
Поэтому в качестве перспективы планируется использование всех методов и форм работы с блоками, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков, художественно-эстетическое развитие детей.
Хотелось бы, чтобы среди родителей появилось больше сторонников использования данного дидактического материала в семейном воспитании.
Заключение
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логического мышления у детей. Опыт российских педагогов, собственная практика показала эффективность использования логических блоков как игрового материала для развития всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста.
Список литературы
Нормативно-правовые акты, программы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384).
Учебно-методические пособия, статьи, монографии
2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе: учеб. -метод. пособие по коррекционной педагогике для студентов заочного и дневного отделений вузов[Текст]/ сост. Т. Г Неретина, С. В. Суфлян, Н. А. Еремеева; под общ. ред. Т. Г Неретиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 196 с.
Электронные ресурсы
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст) : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ : [метод. пособие]/авт. -сост. Е. Н. Панова. - Сер. Младший возраст – Воронеж, 2006 [Электронный ресурс]
4. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. – М., 1996. [Электронный ресурс]/https://detsad2301.ru/DswMedia/davaytepoigraem.doc
5. Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников [Электронный ресурс]/https://doc4web.ru/pedagogika/konsultaciya-dlya-vospitateley-didakticheskie-igri-s-blokami-den.html
6. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002. [Электронный ресурс]/https://gigabaza.ru/doc/79722-pall.html
7. Система Дьенеша[Электронный ресурс] /https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/sistema_djenesha.html
8. Швайка Т. С. Блоки Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности [Электронный ресурс]/https://igra-doschkolnik.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html