Ванда Джихвадзе
Развитие голосовых реакций и речевой активности неговорящих детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важным моментом в работе с безречевыми детьми – это создание потребности подражать за взрослым. Необходимо создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
По просьбе взрослого ребёнок подражает разнообразным звукам ( крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т. д. ; музыкальным инструментам: дудочка, барабан, колокольчик и т. д. ; бытовым предметам: часики, молоток и т. д. ; явлениям природы: дождик, ветер и т. д. ; транспорту: машина, поезд и т. д. Цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы).
Публикация «Развитие голосовых реакций и речевой активности неговорящих детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Неговорящие дети
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.
Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще : «Повтори за мной». Научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т. п.).
Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха.
С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет, «у-у-у» (труба гудит, «ау» (заблудились дети, «и-и-и» (плачет мышонок, «уа» (плачет Ляля, «ой-ой-ой» (укусила оса).
Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.
Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.
Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.
Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
«Ключик»
Прочитайте малышу рифмовку и попросите его самого изобразить работающий моторчик: Взрослый. Ключик в руки мы возьмем (указательным пальчиком одной руки вращают в середине ладошки) И моторчик заведем: «Чик, чик, чик, чик!»
Я моторчик завожу – И кружу, кружу, кружу! Поехала машинка: «В-в-в…».
Вызвать у ребёнка аморфные слова, т. е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.
Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му», у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).
Звуковые комплексы, которые у ребенка получились, необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.
Название близких ребё нку лиц: мама («ма», папа («па», баба («ба», дядя («дя», тётя («тя», «ть», няня («ня»).
Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя», Нина («ни», Вова («ова», «ва»).
Просьбы: дай, на («дя», «ня», где («де», там («тя», здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).
Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно, «шшшь» (тише).
Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у», ослика – иа-иа («а», кошки – мяу-мяу («ау», «мияу», козлика – бе-бе «(«пи-пи»).
Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти», кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва», тяп-тяп («яп»).
Подражание прощания – пока-пока.
Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – динь-динь-динь («инь-инь»).
Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.
Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп», стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.
Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).
Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.
Примерный лексический материал
Киска, зайчик, мишка, ёжик, козлик, собака, курочка, мышка, волк, ослик.
Для активизации речи очень эффективно используются игры: «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка». В этих играх извлекается игрушка или предмет. Ребенку задается вопрос: «Кто это?», «Что это?», тем самым активизируя произнесение облегченных слов.
Взрослый читает стихотворение, а дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает, какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет или картинку.
Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.
Например: доооом.
А: Аня, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.
И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.
Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут.
Где мячик? – Вот мяч.
Где машина? – Вот машина.
Дай машину.
Дай кису.
Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот.
В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица.
У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.