Ольга Никулина
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о важности формирования фонематического слуха и восприятия как базовой предпосылки подготовки детей к обучению грамоте. (фонемат. слух 2 слайд)
Публикация «Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников» размещена в разделах
Фонетико-фонематический слух и фонематическое (слуховое) восприятие дошкольника – это узловое образование целого комплекса развития речи. (актуальность 3 слайд) И если фонематический слух в норме формируется спонтанно, то слуховое восприятие нам необходимо развивать у детей. Это помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умение выполнять речевые инструкции взрослых с большей точностью. (Чем лучше… 4 слайд)
На момент поступления в школу ребенку не обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать их на слух должно быть сформировано на высоком уровне.
(нестандартные методы, слайд 5)
Работая в профессии с 1997 года, мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушениями речи, и сам речевой дефект становится все более тяжелым, сложным. Такая ситуация постоянно стимулирует нас, педагогов, к совершенствованию своего мастерства, использованию нетрадиционных методов в работе с детьми.
При этом следует помнить, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Сделать игру ведущей деятельностью на наших занятиях помогает система игр и упражнений, основанная на современной технологии интенсивного развития «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
(Коврограф 6 слайд)
На базе нашего образовательного учреждения мы стали развивать систему авторских игр, которые решают задачи по подготовке детей к обучению грамоте. Изготовили авторские пособия. Эти игры мы начинам использовать в средней и старшей группе, опираясь на символы звуков. А в подготовительной группе ребенок легко переходит к буквам.
Следует отметить, что детям нравится все, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять. Весь демонстрационный материал пособия «Коврограф «Мини-Ларчик» оснащен контактной лентой, сила сцепления которой с полем достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал. Ребенку, играя, необходимо приложить некоторые усилия, снимая с коврографа те или иные элементы. Это благотворно сказывается на развитии мелкой моторики.
(слайд 7 «Тропинки в лесу)
Хотелось бы познакомить вас с фрагментом логопедического занятия, на котором мы использовали дидактическую игру «Тропинки в лесу» как практический этап усвоения нового способа действий, направленный на развития навыков звукового анализа и синтеза. (Ролик)
Хотелось бы поделиться еще некоторыми из дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
*Игра «Четвертый лишний». (Слай8)
Ребенку предлагается найти слово, непохожее по звучанию на другие слова.
РАК_БАК_МАК_БАНАН
*Игра «Найди пару» (Слайд9)
Дети находят слова, звучание которых отличается одним звуком (слова-паронимы).
ГОРКА_КОРКА, МИСКА_МИШКА, ПОЧКА_БОЧКА, РАК_МАК
*Игра «Найди место звука в слове» (Слайд 10)
Дети соотносят слова со схемами в зависимости от того, где находится заданный звук К.
*Игра «Найди нужные слова» (слайд11)
1. Находим слова, которые начинаются на заданный гласный.
2. Находим слова, которые заканчиваются на заданный согласный.
*Игра «Что за звук спрятался в середине слова?» (Слайд 12)
Ищем гласный звук в односложных словах и соотносим картинку с нужным символом.
*Игра «Сравни пару» (Слайд13)
Учимся различать первый звук в слове среди парных согласных по звонкости-глухости. Звуки Ш-Ж. (аналогично по твердости-мягкости).
*Игра «Подбери картинку к схеме» (Слайд 14)
Подбираем картинки со словами, которые соответствуют заданным схемам.
Большое поле деятельности по принципу усложнения. Схемы также составляем из квадратов-липучек.
(Слайд 15)
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, помогает организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми.
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о важности формирования фонематического слуха и восприятия как базовой предпосылки подготовки детей к обучению грамоте. (фонемат. слух 2 слайд)
Фонетико-фонематический слух и фонематическое (слуховое) восприятие дошкольника – это узловое образование целого комплекса развития речи. (актуальность 3 слайд) И если фонематический слух в норме формируется спонтанно, то слуховое восприятие нам необходимо развивать у детей. Это помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умение выполнять речевые инструкции взрослых с большей точностью. (Чем лучше… 4 слайд)
На момент поступления в школу ребенку не обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать их на слух должно быть сформировано на высоком уровне.
(нестандартные методы, слайд 5)
Работая в профессии с 1997 года, мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушениями речи, и сам речевой дефект становится все более тяжелым, сложным. Такая ситуация постоянно стимулирует нас, педагогов, к совершенствованию своего мастерства, использованию нетрадиционных методов в работе с детьми.
При этом следует помнить, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Сделать игру ведущей деятельностью на наших занятиях помогает система игр и упражнений, основанная на современной технологии интенсивного развития «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
(Коврограф 6 слайд)
На базе нашего образовательного учреждения мы стали развивать систему авторских игр, которые решают задачи по подготовке детей к обучению грамоте. Изготовили авторские пособия. Эти игры мы начинам использовать в средней и старшей группе, опираясь на символы звуков. А в подготовительной группе ребенок легко переходит к буквам.
Следует отметить, что детям нравится все, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять. Весь демонстрационный материал пособия «Коврограф «Мини-Ларчик» оснащен контактной лентой, сила сцепления которой с полем достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал. Ребенку, играя, необходимо приложить некоторые усилия, снимая с коврографа те или иные элементы. Это благотворно сказывается на развитии мелкой моторики.
(слайд 7 «Тропинки в лесу)
Хотелось бы познакомить вас с фрагментом логопедического занятия, на котором мы использовали дидактическую игру «Тропинки в лесу» как практический этап усвоения нового способа действий, направленный на развития навыков звукового анализа и синтеза. (Ролик)
Хотелось бы поделиться еще некоторыми из дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
*Игра «Четвертый лишний». (Слай8)
Ребенку предлагается найти слово, непохожее по звучанию на другие слова.
РАК_БАК_МАК_БАНАН
*Игра «Найди пару» (Слайд9)
Дети находят слова, звучание которых отличается одним звуком (слова-паронимы).
ГОРКА_КОРКА, МИСКА_МИШКА, ПОЧКА_БОЧКА, РАК_МАК
*Игра «Найди место звука в слове» (Слайд 10)
Дети соотносят слова со схемами в зависимости от того, где находится заданный звук К.
*Игра «Найди нужные слова» (слайд11)
1. Находим слова, которые начинаются на заданный гласный.
2. Находим слова, которые заканчиваются на заданный согласный.
*Игра «Что за звук спрятался в середине слова?» (Слайд 12)
Ищем гласный звук в односложных словах и соотносим картинку с нужным символом.
*Игра «Сравни пару» (Слайд13)
Учимся различать первый звук в слове среди парных согласных по звонкости-глухости. Звуки Ш-Ж. (аналогично по твердости-мягкости).
*Игра «Подбери картинку к схеме» (Слайд 14)
Подбираем картинки со словами, которые соответствуют заданным схемам.
Большое поле деятельности по принципу усложнения. Схемы также составляем из квадратов-липучек.
(Слайд 15)
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, помогает организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми. Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о важности формирования фонематического слуха и восприятия как базовой предпосылки подготовки детей к обучению грамоте. (фонемат. слух 2 слайд)
Фонетико-фонематический слух и фонематическое (слуховое) восприятие дошкольника – это узловое образование целого комплекса развития речи. (актуальность 3 слайд) И если фонематический слух в норме формируется спонтанно, то слуховое восприятие нам необходимо развивать у детей. Это помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умение выполнять речевые инструкции взрослых с большей точностью. (Чем лучше… 4 слайд)
На момент поступления в школу ребенку не обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать их на слух должно быть сформировано на высоком уровне.
(нестандартные методы, слайд 5)
Работая в профессии с 1997 года, мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушениями речи, и сам речевой дефект становится все более тяжелым, сложным. Такая ситуация постоянно стимулирует нас, педагогов, к совершенствованию своего мастерства, использованию нетрадиционных методов в работе с детьми.
При этом следует помнить, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Сделать игру ведущей деятельностью на наших занятиях помогает система игр и упражнений, основанная на современной технологии интенсивного развития «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
(Коврограф 6 слайд)
На базе нашего образовательного учреждения мы стали развивать систему авторских игр, которые решают задачи по подготовке детей к обучению грамоте. Изготовили авторские пособия. Эти игры мы начинам использовать в средней и старшей группе, опираясь на символы звуков. А в подготовительной группе ребенок легко переходит к буквам.
Следует отметить, что детям нравится все, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять. Весь демонстрационный материал пособия «Коврограф «Мини-Ларчик» оснащен контактной лентой, сила сцепления которой с полем достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал. Ребенку, играя, необходимо приложить некоторые усилия, снимая с коврографа те или иные элементы. Это благотворно сказывается на развитии мелкой моторики.
(слайд 7 «Тропинки в лесу)
Хотелось бы познакомить вас с фрагментом логопедического занятия, на котором мы использовали дидактическую игру «Тропинки в лесу» как практический этап усвоения нового способа действий, направленный на развития навыков звукового анализа и синтеза. (Ролик)
Хотелось бы поделиться еще некоторыми из дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
*Игра «Четвертый лишний». (Слай8)
Ребенку предлагается найти слово, непохожее по звучанию на другие слова.
РАК_БАК_МАК_БАНАН
*Игра «Найди пару» (Слайд9)
Дети находят слова, звучание которых отличается одним звуком (слова-паронимы).
ГОРКА_КОРКА, МИСКА_МИШКА, ПОЧКА_БОЧКА, РАК_МАК
*Игра «Найди место звука в слове» (Слайд 10)
Дети соотносят слова со схемами в зависимости от того, где находится заданный звук К.
*Игра «Найди нужные слова» (слайд11)
1. Находим слова, которые начинаются на заданный гласный.
2. Находим слова, которые заканчиваются на заданный согласный.
*Игра «Что за звук спрятался в середине слова?» (Слайд 12)
Ищем гласный звук в односложных словах и соотносим картинку с нужным символом.
*Игра «Сравни пару» (Слайд13)
Учимся различать первый звук в слове среди парных согласных по звонкости-глухости. Звуки Ш-Ж. (аналогично по твердости-мягкости).
*Игра «Подбери картинку к схеме» (Слайд 14)
Подбираем картинки со словами, которые соответствуют заданным схемам.
Большое поле деятельности по принципу усложнения. Схемы также составляем из квадратов-липучек.
(Слайд 15)
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, помогает организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми.
Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о важности формирования фонематического слуха и восприятия как базовой предпосылки подготовки детей к обучению грамоте. (фонемат. слух 2 слайд)
Фонетико-фонематический слух и фонематическое (слуховое) восприятие дошкольника – это узловое образование целого комплекса развития речи. (актуальность 3 слайд) И если фонематический слух в норме формируется спонтанно, то слуховое восприятие нам необходимо развивать у детей. Это помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит и умение выполнять речевые инструкции взрослых с большей точностью. (Чем лучше… 4 слайд)
На момент поступления в школу ребенку не обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать их на слух должно быть сформировано на высоком уровне.
(нестандартные методы, слайд 5)
Работая в профессии с 1997 года, мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушениями речи, и сам речевой дефект становится все более тяжелым, сложным. Такая ситуация постоянно стимулирует нас, педагогов, к совершенствованию своего мастерства, использованию нетрадиционных методов в работе с детьми.
При этом следует помнить, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Сделать игру ведущей деятельностью на наших занятиях помогает система игр и упражнений, основанная на современной технологии интенсивного развития «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
(Коврограф 6 слайд)
На базе нашего образовательного учреждения мы стали развивать систему авторских игр, которые решают задачи по подготовке детей к обучению грамоте. Изготовили авторские пособия. Эти игры мы начинам использовать в средней и старшей группе, опираясь на символы звуков. А в подготовительной группе ребенок легко переходит к буквам.
Следует отметить, что детям нравится все, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять. Весь демонстрационный материал пособия «Коврограф «Мини-Ларчик» оснащен контактной лентой, сила сцепления которой с полем достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал. Ребенку, играя, необходимо приложить некоторые усилия, снимая с коврографа те или иные элементы. Это благотворно сказывается на развитии мелкой моторики.
(слайд 7 «Тропинки в лесу)
Хотелось бы познакомить вас с фрагментом логопедического занятия, на котором мы использовали дидактическую игру «Тропинки в лесу» как практический этап усвоения нового способа действий, направленный на развития навыков звукового анализа и синтеза. (Ролик)
Хотелось бы поделиться еще некоторыми из дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
*Игра «Четвертый лишний». (Слай8)
Ребенку предлагается найти слово, непохожее по звучанию на другие слова.
РАК_БАК_МАК_БАНАН
*Игра «Найди пару» (Слайд9)
Дети находят слова, звучание которых отличается одним звуком (слова-паронимы).
ГОРКА_КОРКА, МИСКА_МИШКА, ПОЧКА_БОЧКА, РАК_МАК
*Игра «Найди место звука в слове» (Слайд 10)
Дети соотносят слова со схемами в зависимости от того, где находится заданный звук К.
*Игра «Найди нужные слова» (слайд11)
1. Находим слова, которые начинаются на заданный гласный.
2. Находим слова, которые заканчиваются на заданный согласный.
*Игра «Что за звук спрятался в середине слова?» (Слайд 12)
Ищем гласный звук в односложных словах и соотносим картинку с нужным символом.
*Игра «Сравни пару» (Слайд13)
Учимся различать первый звук в слове среди парных согласных по звонкости-глухости. Звуки Ш-Ж. (аналогично по твердости-мягкости).
*Игра «Подбери картинку к схеме» (Слайд 14)
Подбираем картинки со словами, которые соответствуют заданным схемам.
Большое поле деятельности по принципу усложнения. Схемы также составляем из квадратов-липучек.
(Слайд 15)
Применение описанных дидактических игр и упражнений позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, помогает организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь.
Таким образом, посредством применения игры в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми.