Тангаева Татьяна
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования физкультурного оборудования (скалодром)
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольных образовательных учреждений является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Для решения данной задачи образовательные учреждения находятся в поиске современного физкультурного оборудования и здоровьесберегающих технологий.
Поэтому, одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, ориентированная на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
Публикация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством использования физкультурного оборудования (скалодром)» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нашем детском саду для работы с детьми было приобретено новое оборудование- Скалодром.
У нас их три вида:
1. Интерактивный скалодром;
2. Рельефный скалодром с зацепами;
3. Скадром из веревочной лестницы.
Интерактивный скалодром кроме физического развития позволит детям научиться различать цвета, формы, решать логические задачи.
«Мы видим, что детям намного интереснее в игровой подаче осваивать ещё и образовательные программы. Например, решать примеры на скалодроме, развивать смекалку, выносливость, быстроту».
Скалодром — искусственное сооружение для скалолазания, представляет собой тренажёр для скалолазания, имитирует рельеф скалы и имеет различную форму.
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма, и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий.
В 2010 году Международный Олимпийский Комитет официально признал спортивное скалолазание олимпийским видом спорта. В этом (2020 году) данный вид спорта будет впервые представлен на летних Олимпийских играх в Японии.
Кроме положительных эмоций, скалодром позволяет развить ребенку множество полезных навыков:
1. Развитие физических качеств : Лазание на скалодроме увеличивает выносливость, улучшает ловкость и гибкость, усиливают силу и цепкость пальцев. Занятия на скалодроме позволяют задействовать мышечные группы всего тела. Покоряя искусственные вершины, у детей работают мышцы спины, плевого пояса, живота, ног, рук и даже пальцев. Регулярные тренировки позволяют укрепить все группы мышц.
2. Координация: Развитие координации движений ребенка важный фактор его развития в целом. Координация движений имеет важное значение для всех видов деятельности, способствует выработке гибкости, точности и плавности движений, развитию глазомера, формирует правильную осанку, вырабатывает чувство равновесия. Скалолазание положительно влияет на функционирование мелкой моторики и сопутствует предварительному планированию своих движений, что играет важную роль и в повседневной жизни.
3. Логическое мышление: Каждая трасса, каждый новый маршрут представляет собой головоломку, для решения которой необходимо задействовать логическое мышление. Впоследствии ребенок учится анализировать, строить план восхождения и визуализировать его. Скалолазание позволяет развить целеустремленность, научиться концентрировать внимание на наиболее важных задачах и быстро принимать решения.
Психологи считают, что скалолазание идеально подходит для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, так как занятия учат их контролировать свою двигательную активность, сосредоточивать внимание и координировать движения.
Так как наш скалодром невысокий, то страховочные тросы отсутствуют. Страховку осуществляет педагог.
Результатом физического развития детей с использованием скалодрома является определённый объем знаний, умений и навыков.
Скалодром мы используем в рамках НОД, как часть занятия, а также при проведении индивидуальной работы.
В начале работы мною были проведены ознакомительные занятия со скалодромом.
Мы с детьми посмотрели презентацию по скалолазанию. Затем рассмотрели наш скалодром. Я рассказала им как называются выступы, как правильно ставить ноги и держаться за зацепы. Дети первоначально вставали на самые низкие зацепы, не передвигаясь, для того чтобы понять, как нужно удерживаться на скалодроме.
Так же мы с детьми обсудили правила безопасности на скалодроме.
Разминка – золотое правило при работе на скалодроме. Чтобы избежать растяжений, «забитости» мышц, необходима разминка. Очень интенсивная разминка: все мышцы, суставы, связки, сухожилия должны быть разогреты.
В разминку желательно включать упражнения, направленные на разогрев всего организма:
— общий разогрев (заставить сердце работать);
— ОРУ (сверху-вниз) – делая упор на связки и суставы;
— обязательно разогреть пальцы;
— упражнения на растяжку.
Научив детей навыкам правильного держания за зацепы, правильной перестановке рук и ног переходим к освоению подъемов вверх.
При этом стоит отметить, что зацепы на скалодроме можно переставлять, создавая разные трассы от более легких к более сложным, для поддержания интереса детей к занятиям. Зацепы можно как добавлять, так и убирать.
Дети, занимающиеся на скалодромах становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели. Обучение детей лазанию по скалодрому длительный и сложный процесс, цель которого планомерное совершенствование основных физических качеств : выносливости, скорости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции. Использование скалодрома позволяет повысить интерес детей к занятиям фическими упражнениями, разнообразить и совершенствовать физическую подготовленность воспитанников ДОУ.
Скалолазание служит не просто досугом для детей, оно еще является отличной развивающей гимнастикой.
ИГРЫ НА СКАЛОДРОМЕ.
1. «НАРИСУЙ-КА»
Наверху скалодрома висит ручка на веревочке и чистый альбомный лист. Дети залазят и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет, тогда один рисует голову, другой нос и т. д. Можно провести в виде эстафеты.
2. «НАЙДИ КОНФЕТКУ»
В разных местах скалодрома спрятаны конфеты. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает «старт», участники, подбежав к скалодрому, найдя и взяв конфету, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей.
3. «САМЫЙ БЫСТРЫЙ»
Дети стоят поодаль от тренажера в линию. Тренер отворачивается и говорит: «внимание – марш!» дети бегут к траверсу и лезут вверх. Затем: «стоп!» и поворачивается. Победитель тот, кто залез выше всех.
4. «САМЫЙ ШУСТРЫЙ»
Дети лезут свободно по траверсу. Тренер стоит спиной к ним. Затем говорит: «стоп!» и поворачивается. Дети должны замереть. Кто не успел – снимается с траверса.
5. «СКАЛОДРОМ»
Упражнение выполняется поочередно:
- два раза пролезть просто
- пролезть «руки в крест»
- лазание «ноги вкрест»
- лазание «руки и ноги вкрест»
- лазание руки согнуты – ноги выпрямлены
- ноги согнуты, руки выпрямлены, т. е браться можно только выпрямленными руками и нив коем случае не выпрямлять ноги.
- Руки менять на зацепке – ноги свободно
- Ноги менять на зацепке – руки свободно
- И руки и ноги менять на зацепке
- Лазание и руки и ноги согнуты
- Лазание и руки и ноги только выпрямлены
- Лазание – глаза завязаны