Лариса Камышан
Развитие физических качеств детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие физических качеств детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр.
В ситуации модернизации системы образования для детей с особыми образовательными потребностями, как нельзя лучше, подходит инклюзивное образование, развивающееся в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (государственная программы «Доступная среда», которая должна обеспечить успешную реабилитацию детей с ОВЗ.
Публикация «Развитие физических качеств детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность и необходимость системы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, определяется тремя основными факторами:
1. В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза.
2. Ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г) и в 2008 году «О правах инвалидов» (1975 г) свидетельствует, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.
3. Изменения и преобразования в содержании, подходах, структурах и стратегиях образования в рамках общей концепции, призывающей дать образование всем детям (государственная программа «Доступная среда»).
На современном этапе одной из задач педагогики является поиск новых форм и методов коррекционного воспитания и обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что сего помощью взрослый легко устанавливает контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
М. Ю. Новицкая отмечает: «Разнообразна, пестра, многоцветна ткань художественного слова в детских играх. Ей присущи все поэтические особенности, характерные для плодоносящего древа могучей традиционной народной культуры. Это диалогичность, эмоциональные двойные обращения и звукоподражания; четкий ритм, рифма; динамичность сюжетные действия, эффектная предметность изображения, простая и выразительная игровая атрибутика».
Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный жизненный опыт.
В настоящее время в теории и методике физического воспитания часто употребляется понятие «воспитание физических качеств», предполагая использование специальных средств методов для их дальнейшего совершенствования в процессе занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью человека.
На основании многочисленных исследований по изучению данной тематики, сделан вывод о необходимости комплексного развития физических качеств. Более эффективными для улучшения общечеловеческой подготовки детей и подростков является применение упражнений, выполнение которых требует проявления быстроты, ловкости, выносливости, силы, по сравнению со средствами, направленными на развитие лишь одного из указанных качеств [5].
Исследователями установлено, что взаимодействие физических качеств в процессе их развития может быть положительным и отрицательным. Благодаря явлению положительного переноса можно использовать сравнительно ограниченный объём средств для развития комплекса качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость и др.).
Система средств физического воспитания дошкольников предполагает реализацию принципа всестороннего развития личности, что обуславливает разносторонне влияние на различные сферы двигательной функции детей, включая комплексное развитие всех физических качеств. Прыжки в длину и высоту с разбега влияют на развитие быстроты, силы и ловкости, бег в различных подвижных играх – на развитие тех же качеств (если предлагают изменения его направления) и скоростной выносливости, метание предметов в цель силы и ловкости. При этом оптимальные показатели в любом из физических качеств могут быть достигнуты лишь при определённом уровне развития остальных качеств [9].
Во всех возрастных группах основные движения обычно разучиваются целостным методом. Однако в процессе его выполнения внимание детей сосредоточивается на наиболее важных элементах с соблюдением принципа систематичности и последовательности. Чем конкретнее двигательная задача, тем она понятнее и доступнее детям. Например, в начале обучения прыжку в высоту с разбега акцентируется внимание на толчке одной ногой с одновременным махом другой ногой и руками вперёд-вверх, а затем, на последующих занятиях на сгибание ног в полёте (преодолевая препятствие, мягком и устойчивом приземлении [5].
Важное значение для детей в старших возрастных группах создается установка на лучшее качество выполнении движения, применяется соревновательный метод (кто лучше прыгнет, метнёт мяч, красиво выполнит упражнение, широко используются различные варианты упражнений, даются задания игрового и имитационного характера.
Обучение движениям следует доводить до определённого выраженного результата, систематически прибегая к подкреплениям. К ним относятся, во- первых, результаты двигательных действий (перепрыгнул, попал в цель) и, во- вторых, словесная воспитателя (хорошо, правильно, плохо, неправильно).
Одобрение воспитателя – положительное подкрепление двигательного действия. Указания на недостатки в выполнении движений относятся к отрицательным (тормозным) подкреплениям. Всё это является необходимым условием для формирования правильных навыков.
Если движение не разучено на занятии, не следует повторять его в игровой обстановке.
На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства (виды физических упражнений) физического воспитания. По мнению Степаненковой Э. Я., эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями, или наоборот со снижением требований.
Большое место в развитие ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещённое движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», отношения к «Школе мяча».
Упражнения для развития силовых способностей делятся на две группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов, и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазание, приседание). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.
Развитию силы у дошкольников способствуют упражнения кратковременными напряжениями динамического и частично статического
характера (перелезания, простые висы). Особенно полезны упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на все виды прыжков (в высоту, длину с места и разбега, метание предметов на дальность, лазание по гимнастической сетке, наклонной доске (лесенке, а также подвижные игры с применением этих двигательных действий: «Перелёт птиц», «Охотники и обезьяны», «Не замочи ног», «Кто дальше бросить» и др. в играх у детей совершенствуется умение рационально использовать свои силы, регулировать мышечные напряжения в соответствии с игровой ситуацией.
На занятиях с дошкольниками, особенно старших групп, целесообразно применять упражнения с отягощениями небольшой массы (обручи, мячи, гимнастические палки) [5, 7]
Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения расслабленности Мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения. Продолжительность беспрерывных движений должна быть около 2 минут — время, на протяжении которого сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма активно действуют.
Бег со средней скоростью (2-2,5 м/с) является главным средством воспитания общей выносливости дошкольника. При включении его в занятия нужно увеличивать каждый раз расстояние, которое должны преодолеть дети.
Хорошо сочетается продолжительный бег ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазанием. Вместе бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте с продвижением вперёд, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде) [13].
Повышение моторной плотности занятий физкультурой, оптимальная дозировка упражнений положительно влияют на развитие выносливости дошкольников всех возрастных групп.
Для развития Выносливости у дошкольников целесообразно использовать подвижные игры, включающие кратковременные повторяющиеся действия сложного характера («Воробышки и автомобиль», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»). В играх развивается выносливость разного вида, в том числе к непрерывной работе циклического характера [5].
Для оптимального развития гибкости у детей дошкольного возраста используются упражнения, способствующие растягиванию мышц и связок опорно-двигательного аппарата. Они выполняются с широкой амплитудой и наибольшего эффекта достигают при систематическом их применении в комплексах утренней гимнастики (наклоны и выпрямление туловища, полуприседания и др.) движения (верхними и Нижними конечностями из разных исходных положений).
При выполнении этих упражнений дошкольникам желательно давать определё нную целевую установку: коснуться мячом, палочками флажков, пальцами рук пола, не сгибая ног в коленях, выполнить мах ногой с касанием носком ладони руки и др. Упражнения на гибкость, выполняемые с конкретной целевой установкой повышают активность и сознательность дошкольников всех возрастных групп, стимулируют их большему проявлению своих Двигательных способностей.
Помимо общеразвивающих упражнений совершенствованию гибкости в определённой степени способствуют прыжки, метание, лазанье, а также разнообразные танцевальные движения с музыкальным сопровождением. Однако необходимо учитывать, что подвижность в суставах увеличивается при повышенной температуре мышц в результате работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности). Перед выполнением упражнений для развития гибкости необходимо разогреться. Поэтому указанным упражнениям должны предшествовать движения, способствующие разогреванию основных мышечных групп туловища и конечностей.
Разработана методика использования стрейчинга в работе с детьми дошкольного возраста [13]. Стрейчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребёнка в рабочий ритм. Этому способствует сочетание Выполнения движения словом (В. А. Сегаль). Например, наклон из положения сидя ребё нок выполняет под стихотворный текст:
Сели, спинку прямо держим.
Гордо голову подняли.
На носочках взгляд задержим.
И в наклоны поиграем.
Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, координация речи с движениями в стрейчинговых упражнениях, народных подвижных играх позволяет решать коррекционные, развивающие и воспитательные задачи и способствуют развитию физических качеств ребенка.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Бернштейн. Н. А. О ловкости и ее развитии – М., 1991 г.
3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость М., 1981 г.
4. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста – Киев, 1979 г.
5. Кинеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М. : Просвещение, 1985 г.
6. Степанкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М., 2006 г.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации – М. : Дрофа, 2010 г.
8. Шилкова И. К., Большев А. С., Симкин Ю. Р. ,. Лебедев Ю. А. Филлипова Л. В. Здоровье формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет – М., 2001 г.
9. Воронцова О. Сохранить здоровье чтоб… //Обруч. 1997 г. № 6
10. Ноткина Н. А. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1989 г. № 10.